О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Маршруты «Терра Таврика»
 

Загадки монастыря Ай-Тодор

Древности близ села Малое Садовое Бахчисарайского района долгое время не привлекали должного внимания краеведов и ученых. Как правило, описания удостаивалась только Сюйренская крепость. Что касается накрепко связанного с ней комплекса пещерных построек монастыря Чильтер-коба, то он как бы находился в тени (как, впрочем, и подобает монастырю). Популярные книги ограничивались краткими упоминаниями о его существовании, специальных публикаций не было.

Конец этой несправедливости положил в 1978 году известный крымский ученый, кандидат исторических наук Виталий Николаевич Даниленко. Результатом его детальных исследований стали две статьи в специализированных малотиражных научных сборниках «Монастырь Чильтер-коба:  архитектурный аспект» («История и археология Юго-западного Крыма», 1993 год) и «Монастырское хозяйство в Крыму» («Проблемы истории и археологии Крыма, 1994 год). Материалы публикаций В.Н.Даниленко, его увлекательный рассказ (мне посчастливилось пообщаться с Виталием Николаевичем непосредственно в Чильтере) легли в основу экскурсии.

На подходах

Путь начинается от окраины села Малое Садовое. Когда-то это было крепкое село, входящее в колхоз-миллионер. О его славном советском прошлом красноречиво свидетельствует капитальное здание клуба, которому может позавидовать любой райцентр. Другой своеобразной достопримечательностью села является «Кизильник» - плантация садового кизила.

Сейчас эта культура незаслуженно забыта. Между тем, кизил  - ценнейшее растение, известное людям с очень давних пор. Весьма ценилась его древесина – очень прочная и в тоже время хорошо поддающаяся обработке: в одном из музеев Нюрнберга хранятся часы, колесики которых выточены из кизиловой древесины.
Любопытно, что впервые в литературе кизил упоминается в «Одиссее» Гомера: главный герой поэмы был вооружен кизиловым копьем. Крым – традиционное место произрастания кизила, поэтому он тоже вошел в местные легенды: «Кизил – шайтанова ягода», «Об источнике молодости».

По рассказам старожилов Малого Садового, «Кизильник» плодоносил еще до Великой Отечественной войны. Старейшая (и, скорей всего, единственная в Крыму) плантация садового кизила по сей день продолжает радовать крупными, мясистыми, очень сочными плодами грушевидной формы. «Кизильник» – живой памятник крымским садоводам.

Следующий, не менее удивительный памятник крымской истории можно увидеть сразу за «Кизильником». От созерцания 40-метровых обрывов утеса Куле-Бурун просто захватывает дух. И только когда сознание связывает воедино грандиозный вывал в монолите скалы и лежащие на дне балки каменные блоки, больше похожие на отдельные скалы, становится понятно, что перед нами - следы грозной стихии, землетрясения 1927 года... Пожалуй, лишь компьютерная графика фильма-катастрофы позволит представить, как содрогается скала, от нее медленно-медленно, как-бы нехотя отходит громадный блок и, на мгновение задержавшись, с адским грохотом катится вниз. Рухнувшая скала отлетела на 180 метров, взгромоздилась на противоположный склон балки, однако – удивительное дело! - сохранила монолитность. Землетрясение причинило в Крыму немало вреда, но со временем его последствия были ликвидированы, следы исчезли, и только остроугольные гигантские камни в низовьях балки близ Малого Садового напоминают об этом событии.

Тропа поднимается вдоль глубокой промоины. Это – тоже своеобразный «памятник» капризной крымской природе. В июне 1998 года здесь прошел сильнейший ливень. Он продолжался около двух часов и спровоцировал разрушительный паводок. Ревущий поток размыл балку на глубину до двух метров, перемещая глыбы известняка массой до одной тонны. Старожилы не помнят подобных бедствий. Еще бы: тот факт, что вода размыла слой с обломками  средневековых сосудов, свидетельствуют о том, что паводка такой мощи здесь не было несколько сотен лет!

С окраины села открывается величественный вид на мысы. Куле-бурун и Джаниче-бурун своими стройными очертаниями напоминают боевые корабли. А вот мыс Ай-Тодор, что громоздится между ними, в народе метко называют «Гроб-скала». Действительно, очень похож. В толще этого мыса и высечены помещения монастыря. Как тут не вспомнить: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»…

Топонимика

Богатую пищу для размышлений дают местные топонимы – географические названия. Татарское название этого комплекса «Чильтер-коба». Коба – однозначно пещера. А вот что такое «чильтер»? По-татарски это – кружево, сетка, решетка. В караимском языке – деревянная решетка, перегородка.
Действительно, все средневековые пещерные сооружения состояли из собственно пещеры и обязательного дополнения к ней в виде деревянных наружных стенок, балконов, дверей, перил…. Издалека, с другой стороны балки, монастырский комплекс имел сходство с решеткой, где деревянные конструкции заполняли пространство внутри каменных рам.

Тропа к монастырю ведет по балке Хор-хор. Просто «хор» по-татарски значит плохой, бедственный, а уж «хор-хор» - такой плохой, что дальше некуда.
Действительно, мусульманину самая живописная местность покажется отвратительной, если с одной стороны здесь находится христианский монастырь, а с другой – принадлежащий ему винодельческий комплекс.

Этот средневековый винзавод заслуживает отдельного рассказа. Лозы некогда культурного, но уже одичавшего винограда до сих пор встречаются на окрестных склонах. Но самыми яркими памятниками виноделия являются высеченные в камне 17 давилен для винограда – тарапанов. Они находятся в просторном гроте, размеры и конфигурация которого позволяли оптимально построить конструкцию тарапана. Она довольно проста. В скале высекались просторная давильная площадка и связанный с ней отверстием небольшой, но довольного глубокий приемник сусла. В задней стенке грота выбито круглое отверстие, куда вставлялась пятка рычага, с помощью которого передавалось усилие на разложенный на площадке виноград. Затем виноградный сок из приемника сусла разливали в пифосы, где происходил процесс брожения.

По расчетам В.Н.Даниленко, эти тарапаны обслуживали более 60 га виноградников. Ясно, что монашеская братия своими силами не могла выполнить этот гигантский объем работы. Скорее всего, здесь трудились крестьяне, жившие на месте будущего Малого Садового и  принадлежавшие феодалу – владетелю Сюйренской крепости.

Тарапаны находятся у оконечности мыса Джаниче-бурун. «Бурун» значит мыс. А одно из значений слова «Джаниче» - «приятный». С чего бы это?

Датировка

Долгое время в литературе господствовало мнение, что Чильтер-коба, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев.

Однако в результате проведенных исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не раннее Х - ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период княжества Феодоро (вторая половина ХIV - третья четверть ХV вв.).

Версия с тысячелетней историей обители, бесспорно, увлекательна, но недоказуема. В первую очередь, этому противоречит цельность, единовременность построек монастыря, отсутствие следов значительных ремонтов, перестроек, а за прошедшие столетия их должно быть много (достаточно вспомнить Успенский монастырь около Бахчисарая).

Датировка ХIV - ХV вв более похожа на правду. Во-первых, все обнаруженные здесь находки относятся к этому времени. Опять же, цельность построек говорит о том, что обитель просто не успела быть  перестроенной, поскольку просуществовала недолго – жизнь здесь угасла во время турецкого нашествия в 1475 году.

Название

Казалось бы, все просто: скала, где находится монастырь, называется Ай-Тодор, перевод ясен – «святой Федор». Редкий случай, когда история сохранила имя святого, давшего название обители.

Святой Федор был весьма почитаем в средневековой Таврике. Достаточно сказать, что он был небесным покровителем и дал имя христианскому княжеству Феодоро. Однако в христианстве широко почитаются три святых Феодора: Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Феодор Студит.

Великомученик Федор Тирон (по-латыни – новобранец) жил в 3 веке. Вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это, Федор был подвергнут жестоким мучениям и наконец сожжен на костре. День памяти - 2 марта.

Великомученик Федор Стратилат (по-гречески – воевода, начальник войска, управляющий области, округа) жил в 4 веке, распространял веру Христову среди жителей своего города, за что после великих мучений был обезглавлен. День памяти - 8 февраля и 8 июня.

Преподобный Федор Студит (по-латыни – ученый) жил в 8 веке. Прославился составлением церковного песнопения, книг, наставлений, установлением строгого монастырского устава, названного Студитским, который впоследствии принят в большинстве православных монастырей. Во время гонения на иконы проявил себя защитником веры. Его последователи обосновались в горах Таврики в VIII – IX вв., скрываясь от противников икон. День памяти - 24 ноября.

Именем же какого небесного покровителя назван монастырь? Интересно, что два из трех святых Федоров в своей земной жизни имели прямое отношение к военной службе. Поэтому ясно, что на Федора Стратилата, воеводу, возлагались особые надежды по небесной защите северной границы княжества Феодоро, где был устроен монастырь. Несколько лет назад решением правящего архиерея Крымской епархии монастырь был освящен во имя святого великомученика Федора Стратилата. А в народе его называют монастырь «Трех Федоров».

Церковь

В некоторых источниках говорится, что церковь монастыря святого Федора - самый большой в Крыму пещерный храм, его площадь более 100 кв.метров.
Надо полагать, первых насельников поразило чудо: естественного происхождения обширный грот глубиной более 15 метров был четко ориентирован, как и положено христианскому храму, по оси восток-запад.

Обращает на себя внимание тот факт, что размеры церкви значительно превосходили нужды братии (сам монастырь, судя по количеству строений, не мог вместить более 14-16 монахов). Впритык к стене высечен в скале частично разрушенный двухступенчатый синтрон - скамья для духовенства. Рядом с алтарем находилась вырубленная в скале крещальня (она частично сохранилась), а в полу вырублено много могил.

Возможно, в монастыре хоронили не только монахов, но и наиболее знатных обитателей рядом расположенной Сюйреньской крепости. Вероятно, это и определило большое число захоронений в храме (четыре могилы, расположены непосредственно в полу церкви, в притворе вырублены еще пять могил, а рядом, в стене грота, - две усыпальницы). В те времена, когда храм и монастырь были еще пустынны, в полу можно было увидеть невиданную для монастыря аккуратно исполненную крохотную могилку. Ясно, что она предназначалась для новорожденного младенца и использовалась по своему горестному назначению только один раз.

Какая трагедия разыгралась тут несколько сот лет назад? В.Н.Даниленко, обнаруживший эту могилу, склоняется к версии, что здесь мог быть похоронен княжеский первенец. Во всяком случае, ребенок простолюдина вряд ли мог быть удостоен чести быть упокоенным в храме.

По своим особенностям обитель входит в группу монастырей с трапезными, которые основывались на почитаемых местах и выполняли функции хранения реликвий и приема паломников. Именно этим можно объяснить противоречие между значительными объемами храма, наличием в нем крещальни и малыми размерами монастыря.

Сейчас монастырь передан Крымской епархии. Немногочисленная братия ведет, как может, обустройство обители: церковь утеплена, возле родника оборудована купель для крещения, люди собираются на Богослужения. На иконе Пресвятой Богородицы я увидел нитку жемчуга – пожертвование в знак благодарности за помощь. А еще построена колокольня и плывет по долине благостный звон…

Пещерные сооружения

Монастырь невелик, но очень гармоничен. Архитектурный ансамбль обители состоит из 23 помещений, вырубленных в скале, в том числе пещерного храма. В.Н.Даниленко убедительно определяет назначение каждого помещения.
Вход на территорию монастыря контролируется из небольшой кельи (на схеме № 15), где, по всей видимости, находился привратник. Очень любопытно помещение 11. Здесь, изучая расположение сохранившихся в каменном массиве пазов, вырубок, отверстий, В.Н. Даниленко полностью реконструирует интерьер аскетического монашеского жилища: кровать с пологом, сохраняющим тепло, столик, над ним – полочка для книг, левее -  шкаф для одежды.

Помещения 8,9,10 являются кухней, о чем свидетельствуют мощные следы копоти, въевшейся в стены. Кстати, именно по этой причине кухня расположена выше всех других помещений. Рядом, в помещении 7, находилась трапезная. Здесь можно определить местоположение стола, за которым собирались монахи. На потолке сохранились несколько проушин, на которых крепились люстры со свечами.

Помещение 4, занимающее центральное место, отличается наиболее тщательной отделкой. Но главное – это единственная келья, имеющая очаг в виде выдолбленного в скале круглого углубления. Вполне возможно, что здесь жил игумен - глава монастырской братии.

В помещении 2 обращают на себя внимание вырубы, предназначенные, судя по всему, для столбов, на которых крепился какой-то помост, возможно, большой стол. Под этим помещением находится помещение 3. Возможно, в помещении 2 жил эконом, в обязанности которого входило следить и распределять съестные припасы (для этого и нужен был массивный стол). А нижнее помещение тогда могло быть кладовой.

В отдалении от других келий. У самого обрыва находится помещение 1. Его небольшой размер, небрежность в исполнении говорят о том, что это могла быть келья для провинившихся, нечто вроде темницы.

Таким образом, монастырь святого Федора в полной мере сохранил колорит жизни средневекового Крыма.

Вячеслав ХАЧАТУРЯН.

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop