О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #4, 7 марта 2011
 

Крым и космос: дорога по луне пролегла через школьное

В год 50­летия полета человека в космос газета «Терра Таврика» приступила к серии публикаций на «крымско­космическую» тематику. В № 1 мы рассказали о величественном природном объекте – «храме Солнца». В № 2 отправились по следам древних астронавтов. В № 3 наш рассказ был посвящен освоению Луны и участию в этой программе объектов, которые расположены на горе Кошка близ Симеиза. Продолжаем тему Луны.

Ничем не примечательное с виду село Школьное невдалеке от трассы Симферополь – Саки хорошо известно специалистам в области космонавтики. Здесь с 1958 года находился наземный измерительный пункт, откуда управляли первыми искусственными спутниками Земли, автоматическими станциями, отправлявшимися к Луне, Венере, Марсу, полетами по программам «Союз­Аполлон» и «Буран». Но поистине легендарную известность в узких кругах получила программа испытаний «лунного трактора» ­ самоходного аппарата «Луноход­1».

По всей видимости, Советский Союз имел большие виды на Луну, поэтому после полетов к ближайшей соседке Земли автоматических станций встал вопрос о необходимости исследования лунной поверхности на больших площадях. Идея исследования Луны с помощью самоходных исследовательских лабораторий первым высказал Сергей Королёв. Однако для успешного проведения операции было необходимо решить массу задач, неизвестных ни науке, ни практике.

Например, никто не знал, что представляет лунная поверхность. Чтобы разобраться с этим вопросом, в 1961-62 годы Королёв привлек к работе ряд научно-исследовательских организаций, занимавшихся Луной, в частности, Крымскую астрофизическую обсерваторию. И в конечном итоге вынес знаменитый вердикт: «Луну считать твердой», после чего конструкторы с лёгкой душой приступили к проектированию аппарат на колёсном шасси.

Далее встал вопрос «обкатки». Чтобы проверить, как движется луноход по сложному рельефу, решили провести испытания на местности, смоделировав на Земле поверхность Луны. Ученые изучили образцы лунного грунта, добытые автоматическими станциями «Луна». Выяснилось, что физико-механические свойства лунного грунта по свойствам близки к сильно пористым земным грунтам. Попросту говоря, поверхность Луны удивительно напоминала хорошо известный камень-ракушечник, запасами которого изобилуют окрестности Сак и Евпатории. Снарядили экспедицию в ближайший карьер и обустроили на территории части лунодром 70 на 120 метров: убрали растительность, выкопали несколько ям с крутыми и пологими стенками и засыпали площадку каменными опилками и обломками различной величины, сымитировав, таким образом, различные лунные препятствия: подъемы и спуски, кратеры и расщелины, камни и даже лунную пыль.

Затем приступили к ходовым испытаниям «лунного трактора». В октябре 1967 года специалисты стали свидетелями необычного зрелища: транспортный макет лунохода - восьмиколесная конструкция весом в 770 килограммов (почти как «Запорожец»!) - вполне успешно преодолевала «лунное бездорожье».

Еще одна проблема была связана с «человеческим фактором»: ни одна земная специальность водителя, которого можно было бы переучить для управления луноходом, не подходила. Поэтому выбрали военных, не имеющих никакого опыта управления транспортными средствами - чтобы земной опыт не был довлеющим.
Основная сложность управления заключалась в долгом прохождении сигнала. Машина четко выполняла команды, однако все изменения движения аппарата по Луне происходили с поправкой на задержку, необходимую для прохождения сигнала до Луны и обратно, что составляло от 10 до 24 секунд. Стало быть, водитель лунохода должен был предугадать нештатную ситуацию, спрогнозировать и оценить обстановку за 10 – 12 метров пути. Ошибся – считай, что загубил уникальный дорогущий аппарат.

17 ноября 1970 года, преодолев 400 тысяч км, на Луну опустилась советская межпланетная станция «Луна-17» и «Луноход-1» проложил по поверхности спутника Земли первую в истории человечества «космическую колею».

В оперативную смену входило пять офицеров: водитель лунного аппарата, который с экрана монитора наблюдал лунную поверхность, штурман, инженеры, следившие за работой антенны и бортового оборудования, а также командир расчета. Вместе с техническими специалистами и научными консультантами одна рабочая смена командования «Луноходом» составляла тридцать человек.

Космический исследователь оказался настолько надежным, что вместо трех расчетных месяцев исправно выполнял научную программу на Луне более 11 месяцев. В общей сложности «Луноход-1» преодолел расстояние более 10 км, в 25 местах произвел анализы состава лунного грунта, передал на землю более 25 тысяч снимков, более 200 панорамных поверхностей Луны. Практический опыт наземных тренировок  позволил экипажу справиться со всеми трудностями, возникавшими при движении аппарата по лунной поверхности.

 

Лунная экспедиция удачно совпала с XXIV съезд КПСС, который открылся 30 марта 1971 года в Москве. Из патриотических побуждений решили сделать подарок руководству страны и вывести на лунном грунте четыре римские цифры. Однако камеры четко показали нечто похожее на короткое нецензурное слово. Это хулиганство затерли, но попытались повторить затею год спустя. В честь Международного женского дня решили нарисовать “восьмерку”.  Сделать это оказалось несложно: на месте сделали один разворот на 360 градусов, отъехали и сделал второй. Следы подъезда-отъезда затерли и получилось довольно симпатично. После чего сделали небольшие фотоснимки нашего подарка и раздали сотрудницам.

Cпустя три года, 16 января 1973 года в Море Ясности начал работу «Луноход-2». Конструкция аппарата и общая схема были подобны его предшественнику, но бортовое оборудование существенно доработали и улучшили с учетом опыта первой экспедиции. Экспедиция продолжалась 125 земных суток. За это время «Луноход-2» преодолел более 37 км «пересеченной лунной местности» и передал на Землю свыше 80 тысяч снимков и другую ценную информацию.

 

В общей сложности обе машины проработали на лунной поверхности более года, преодолев около 48 километров по Луне. А потом ресурс их был исчерпан. Они по сей день стоят на Луне памятниками, олицетворяя революционный прорыв советской науки и техники в освоении космического пространства.

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop