О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #4, 5 марта 2010
 

Олег Домбровский. Археолог, турист, педагог

Олег Иванович Домбровский родился 7 ноября 1914 года в Феодосии. После окончания школы с 1929 по 1934 год работал строителем, и одновременно занимался в художественном кружке у известного батального живописца Николая Самокиша. По рекомендации художника в 1934 году Домбровский поступил на подготовительное отделение Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, а в 1938-м был зачислен студентом живописного факультета. Он получил прекрасное  образование, обучаясь на архитектурном, искусствоведческом и живописном факультетах, а окончил Институт по классу монументально-декоративной живописи.

В 1938 году начинается и творческая биография Домбровского: он выполнил ко­пию галечной мозаики Херсонеса Таврического - памятника, с которым будет свя­зана вся его дальнейшая жизнь, а херсонесским мозаикам посвящена последняя его прижизненная работа.

Великая Отечественная война прервала учебу. С 5 июля 1941 года О.И.Домбровский на фронте: сначала на Ленинградском, затем на Карельском. Уже в августе 1941-го получил медаль "За боевые заслуги". В период жестоких поражений на фронте в октябре 1942 года Олег Иванович вступил в ВКП(б). Был дважды ранен, второй раз тяжело.

После демобилизации в мае 1945 года Домбровский был демобилизован, а уже в июле того же года Олега Ивановича пригласил Павел Николаевич Шульц работать худож­ником-реставратором Тавро-скифской экспедиции. На базе Тавро-скиф­ской экспедиции в 1948 году был создан сектор истории и археологии Крымского филиала АН СССР, с 1956 года - отдел античной и средневековой археологии Института археологии АН УССР. До 1956 года О.И.Домбровский был заведующим лабораторией археологической технологии. Однако круг его обязанностей оказался гораздо шире. В ходе практической полевой деятельности Олег Иванович приобрел новую профессию и сейчас трудно сказать, кто он больше - ар­хеолог или искусствовед-реставратор.

Особенно большой вклад О.И.Домбровский внес в изучение Херсонеса, где им был открыт пока единственный в Причерноморье античный театр, окончательно доисследовались такие памятники ви­зантийской архитектуры как Загородный крестообразный храм, Ува­ровская базилика, Храм с ковчегом и многое другое. Олег Иванович разработал методику и практически осуществил реставрацию всех мозаичных панно Херсонеса, Симеизской мозаики, с ним связано восстановление мозаичных настилов Апполинии Иллирийс­кой (Албания). Он был научным руководителем аналогичных работ в Дзалиси (Грузия); за научное руководство этими работами Домбровскому была присвоена Государственная премия Автономной Республики Крым (посмертно).

Благодаря О. Домбровскому-реставратору для человечества спасены такие уникальные объекты искусства, как саркофаг царицы и декоративная живопись из мавзолея Неаполя Скифского, экспонируемые в залах Херсонесского заповедника, византийская фреска VIII века из «Базилики 1935 г.» - самого древнего памятника христианской живописи в Украине.

В процессе изучения византийской живописи Таврики художник Домбровский скопировал, опубликовал и таким образом сохранил для будущих поколений изображения средневековых фресок Крыма, к сожалению, впоследствии в значительной степени утраченные. По его же копиям мы имеем возможность сейчас изучать стен­ную роспись склепов столицы поздних скифов и склепа Деметры в Керчи.

Главным результатом его деятельности на научном поприще стадо создание археологической школы в Крыму. Как ее руководитель, он организовал систематические раскопки мно­гих памятников, исследование которых продолжают ныне его ученики и преемники.

Олег Иванович - автор свыше 60 научных работ, создатель и редактор популярной серии «Археологические памятники Крыма», в которой его собственные пять книг, безусловно, являются украшением. Это «Фрески средневекового Крыма» (1966), «Крепость в Горзувитах» (1972), «Столица феодоритов» (1973), «Аю-Даг — святая гора» (1975), «Солхат и Сурб-Хач» (1978). Последние работы на­писаны в соавторстве с его учениками. Он руководил рядом коллек­тивных разработок, имеющих большое научное и практическое значение: "Археологические исследования средневекового Крыма" (1963), "Феодальная Таврика" (1974), "Архитектурно-археологические иссле­дования в Крыму" (1988). Серия "Археологические памятники Крыма" и две редактированные им книги "Дорогой тысячелетий" (1966)  дважды становились лауреатами Всесоюз­ных конкурсов на лучшие произведения научно-популярной литературы Всесоюзного общества "Знание".
Олег Иванович обладал большой притягательной силой, поэтому к нему тянулась молодежь, которой он отдал более сорока лет своей жизни: с 1953 года О.И.Домбровский руководил археологическим кружком Областной детской туристической станции (ныне Крымский республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий).

«Олег Иванович (или «шеф», как его называли), — писал известный ученый, профессор Виктор Дублянский, — был богом и отцом для нескольких поколений крымских мальчишек. Суровая и радостная жизненная школа, которую они проходили в его «бродячей академии», в херсонесской «вороньей слободке», в «княжеских палатах» Басмана, запомнилась им на всю жизнь. Многие, пройдя все три класса обучения в этой школе («змееныши», «змеи» и «драконы»), становились впоследствии известными альпинистами, скалолазами, спелеологами. Перефразируя Гоголя, можно сказать, что вся крымская полевая археология и спелеология в значительной степени вышли из знаменитого кизилового посоха Олега Ивановича. И, может быть, - это главное, что он сделал в своей жизни».

Самые яркие, интересные, значимые открытия кружковцев Домбровского - пещера имени Малой академии наук и святилище в ней, храм на горе Бойка, пещеры массива Басман. Не одно поколение туристов благодарно ему за прекрасную книгу «Фрески средневекового Крыма», которые он фактически заново открыл для краеведения.

Педагогическая деятельность О.И.Домбровского была отмечена  знаком "Отличник народного образования". Ученый не занимал высоких постов, не имел почетных званий, около 30 лет (с 1956 по 1983 гг.) он занимал должность ученого секретаря отдела археологии Крыма Института археологии Академии наук УССР.

Последние годы жизни, несмотря на болезнь, Олег Иванович продолжал трудиться в Херсонесе на реставрации античного театра. Он очень хотел успеть закончить эту работу. Но судьба рас­порядилась иначе. В 1994 году Домбровский ушел из жизни, но оставил нам на своем рабочем столе рукопись книги "Мозаики Херсонеса", над которой работал практически всю жизнь.

Вадим Кутайсов,
кандидат исто­рических наук.

Замечания, добавления, воспоминания с благодарностью принимаются на terra@pop.cris.net
Давайте собирать историю крымоведения вместе!

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop