О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #3, 5 марта 2012
 

Ай­Андрий: храм над источником

Село Генеральское (Большая Алушта) хорошо известно туристам благодаря знаковой крымской достопримечательности – водопаду Джур­Джур. Летящий с высоты 5­этажного дома мощный поток вызывает восторг у впервые увидевших это чудо и священный трепет у почитателей сакральных свойств воды.

Однако мало кто знает, что в окрестностях села, в глухом лесу, подальше от чужих глаз и ленивого сердца, спрятался ещё один объект, имеющий прямое отношение к истории христианских святынь, связанных с водой. Это – руины древнего храма Ай­Андрий. «Ай» по­татарски ­ искажённое греческое слово «агиос», что значит «святой», Андрий – имя собственное.

По дороге, ведущей к храму, повёл нас Сергей Мацкевич, директор Алуштинского коммунального предприятия «Пилигрим», на балансе которого находится памятник. Сергей Николаевич поясняет, что объект культурного наследия «Храм Ай-Андрий» является памятником архитектуры и археологии, и с 1969 года состоит на государственном учете.

­ Предание связывает название «Ай­Андрий» с именем апостола Андрея Первозванного.
- Как говорил поэт, верится с трудом: слишком далеко от нас отстоят события двухтысячелетней давности. Наиболее авторитетный источник, повествующий о пребывании апостола в Таврике – это сочинение монаха Епифания, составленное на рубеже VIII  - IX  веков. Для нас, крымчан, сочинения Епифания интересны тем, что он, не довольствуясь собранным материалом, решил пройти  сам все места, в которых, как он слышал, бывал и проповедовал Первозванный Апостол. При знакомстве с текстом видно, что Епифаний нашел местные предания о пребывании в Таврике Андрея Первозванного в трёх городах – Боспоре (современный город Керчь), Феодосии и Херсоне (нынешний Севастополь).

Информацию о связи храма Ай-Андрий с посещением этих мест Апостолом Андреем я искал в авторитетных дореволюционных источниках. До сих пор непревзойденный исследователь Крыма Петр Кёппен, в своем обстоятельном «Крымском сборнике», увидевшем свет в 1837 году, ничего не говорит о храме Ай-Андрий. А уж он то не пропустил бы такую сенсацию. Первым эту информацию обнародовал художник Дмитрий Струков в книге «Жития Святых Таврических (Крымских) Чудотворцев», изданной в 1878 году. Дмитрий Михайлович, человек увлечённый, попытался изобразить возможный путь движения Апостола по Таврической земле, и в своих предположениях, скорее всего, выдал желаемое за действительное. Меня же интересует реальная история «Ай-Андрия», а не легендарная.

­ Что же достоверно известно об этом памятнике?
- Немногое. Архитектурные особенности храма – прямоугольный в плане зал с полукруглой алтарной частью – абсидой, позволяют отнести время его постройки к эпохе Поздней Византии, XIV – XV столетиям. Первые письменные упоминания о нём связаны с 1778 годом: храм фигурирует в документах, связанных с переселением из Крыма христиан, которое осуществил А.В. Суворов. В частности, из села Улу-узень (или Мегапотам по-гречески, нынешнее Генеральское) было выведено 124 человека. Село опустело, храм был на долгие годы заброшен. Однако постройка оказалась прочной. В 50-х годах XX века здесь проводил разведочные работы археолог Олег Домбровский — тогда стены достигали высоты более двух метров. Исследования, которые провели археологи по заказу предприятия «Пилигрим», зафиксировали следы средневекового поселения и некрополя.

Хочу заметить, что современный подход к изучению памятников такого рода обязательно учитывает все составляющие понятия «храм». А это не только само здание, но и узел связей общины, его построившей, центр микромира, а также компонент ландшафта, который, кстати, остро нуждается в сохранении. Вот, к примеру, этот дуб помнит, наверное, не только Суворова, но и более древние времена.

А вот и сам храм. В руинах стен угадываются вход, притвор, основное помещение, хорошо видна алтарная часть. Стены сложены из местного камня – «дикаря», но важные архитектурные элементы вырезаны из привезенного издалека мягкого туфа.

Самое главное качество древнего храма Ай-Андрий – в том, что он сберёг не только безмолвные камни, но и живую субстанцию – воду. Родник – главная, уникальная особенность церкви. Вода выходит на поверхность земли непосредственно под алтарём и следует по каптажной галерее, проложенной под полом церкви. Видно, что над постройкой трудились профессионалы: галерея сохранилась полностью, и по ней продолжает течь чистейшая вода. Уже много столетий она приносит пользу живущим здесь людям. Следуя древней традиции, участники экскурсии опрокинули на себя по ведру воды. Ощущение такое, как будто родился заново.

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop