О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #2, 27 февраля 2012
 

«Город для того, чтобы найти себя»

Тема брендинга региона стала весьма популярной: практически каждый курорт обзаводится логотипом и слоганом. Они должны дать целостное представление о городе, его истории, ценностях, приоритетах, направлениях развития. Но внешнее оформление этих символов – всегда риск: ведь логотип может как понравиться, так и вызвать негативную реакцию зрителя. Важно, чтобы рисунок был символом жизни города, отражал его сущность, воплощал в себе дух города, его миссию.

Cоздание бренда у многих ассоциируется лишь с аспектами его графического отображения и визуализации. Но на самом деле, дизайнерское оформление - это лишь небольшая доля работы по разработке бренда. Прежде чем дизайнер приступит к эскизам логотипа, у него на столе должен появится бриф, техническое задание, составленное на основе аналитического продукта - подводной части айсберга, выражающей платформу бренда. Именно эти 80-90% работы необходимо осуществить специалистам по брендингу в сотрудничестве с представителями местных структур.

Такую технологию разработки бренда использовали в Феодосии. Мэрия города подошла к такому вопросу фундаментально и осуществляла проект по всем правилам брендинга и регионального маркетинга. Художники и дизайнеры, участвующие в городском конкурсе логотипов, создавали свои творения на основе технического задания, детально разработанного рабочей группой. В аналитическую группу вошли представители городской администрации, местных предприятий, научных учреждений и общественных организаций. В течение года эта группа под руководством профессиональных экспертов Немецкого общества международного сотрудничества GIZ проекта «Местное экономическое развитие» разрабатывала предпосылки формирования бренда Феодосии.

Бренд будет жизнеспособным, если он базируется на определенном фундаменте, включающем историю и стратегию развития региона, аспекты его привлекательности, акценты его уникальности. А носителями подобной информации являются в первую очередь те, кто здесь проживает. Все элементы визуализации должны быть пропитаны духом города, способны улавливать и передавать его атмосферу. Как правило, этого аспекта не учитывают разработчики логотипа - иногородние компании, поэтому всегда есть риск, что часть важной информации о регионе будет искажена, или не будут учитываться какие-то глубинные аспекты развития территории.

В результате работы новый логотип и слогана Феодосии  был утвержден 1 апреля 2011 года. Каково же восприятие нового бренда?

Эксперты рабочей группы по брендингу Феодосии и сотрудники «Бизнес-ассоциации регионального содействия» провели опросы жителей города и приезжих отдыхающих: показывали респондентам цветное изображение нового логотипа и фиксировали их реакцию.

У каждого 3-го опрошенного горожанина логотип вызывает образы богатой истории своего города, у каждого 5-го – образы моря и солнца, у каждого 7-го возникает в памяти башня Константина. Нередко в ответах встречались символы, связанные с Грецией, виноделием, мифами и античными богами.

Среди гостей города наиболее популярны ассоциации солнца - 31%, образы древних сооружений (замок, крепость, храм, генуэзская башня) – 23%, фантазии о море и вине (соответственно 22% и 21%). В отличие от местных, в этой категории респондентов чаще встречаются образы радости - 12%, особо отмечается гостеприимство и доброжелательность – 5%. Каждый десятый курортник, глядя на логотип Феодосии, представляет женщину древних времен: одни видят в ней греческое божество, другие хранительницу очага, третьи первозданную Еву...

В процессе исследования также были отмечены некоторые рекомендации курортников по улучшению визуализации бренда. Так, некоторые респонденты, одобряя в целом символику логотипа, немного критиковали жесткость стиля, ссылались на то, что не хватает тонких очертаний богини. Вторая рекомендация была связана с отсутствием в изображении образов, связанных с Айвазовским. Некоторые креативные респонденты предложили просто поставить копию автографа Айвазовского под логотипом. Этот факт говорит об актуальности образа Айвазовского в Феодосии.

Эта тенденция приоритетов «проявилась» и в рейтинге достопримечательностей города. Первые места в этом рейтинге заняли городская набережная, Генуэзская крепость и Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Анализируя диаграмму популярности экскурсионных объектов, легко заметить заинтересованность курортника в изучении истории города.

В процессе исследования выяснилось, что большинство опрошенных одобрили также официальный слоган города – «Феодосия - богом данная». Вот утверждения местных жителей, которые практически отзеркаливают данное высказывание: «Нас действительно что-то бережет», «Мы чувствуем избранность нашего города», «Нас все время «проносит» от каких-то катаклизмов», «Я ощущаю здесь спокойствие».

А вот ответы приезжих отдыхающих, которых мы попросили продолжить фразу «Этот город для того, чтобы…»: «приехать и найти себя», «забыть домашние заботы», «заглянуть в глубину веков», «прикоснуться к мифическим местам».

Каждый десятый опрошенный курортник констатировал, что слоган очень точно отражает суть города, и у каждого четвертого при его упоминании возникают приятные ассоциации и положительные эмоции.

Необходимо отметить, что нашлись респонденты, которым все-таки «не угодило» данное высказывание. Таких немного – всего лишь 7 % из всей выборки. По их мнению, этот слоган ставит Феодосию выше других городов, и соответственно такая претензия вызывает у этих приезжих внутренний диссонанс. В качестве альтернативы, некоторые респонденты предложили слегка сместить акценты слогана с «Богом данной» на «Дар богов». Как они считают, основной смысл при таком варианте не изменится, но акцент станет немного мягче.

 В любом случае, наше исследование показало эффективность работы по формированию бренда Феодосии.

Марина Береснева,
руководитель Бизнес-ассоциации регионального содействия,
кандидат психологических наук.

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop