О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #2, 25 февраля 2011
 

Крым и космос

В год 50­летия полета человека в космос газета «Терра Таврика» приступила к серии публикаций на «крымско­космическую» тематику.

Статья в № 1 рассказывала о величественном природном объекте – «храме Солнца». Сегодня мы отправимся…

ПО СЛЕДАМ ДРЕВНИХ АСТРОНАВТОВ

Идея о том, что нашу планету в далеком прошлом посещали представители высокоразвитой космической цивилизации, без сомнения, знакома большинству читателей. Еще бы: «посадочные знаки» на плоскогорье Наска в Перу, изображения «пришельцев» в Сахаре, «летающие колесницы» из индийского эпоса – эти загадки истории заставляют сильнее биться сердца сторонников палеоконтактов...

 Но мало кому известно, что подобные артефакты можно увидеть и в Крыму. Пусть о них расскажет первооткрыватель ­ кандидат исторических наук Аскольд ЩЕПИНСКИЙ:

«ВЕЛИКИЙ МАРСИАНСКИЙ БОГ»

Существует множество более или менее правдоподобных “фактов” и “доказательств”, подтверждающих посещение Земли разумными существами из иных цивилизаций. Как правило, ученые к этим “доказательствам” относятся скептически. Тем не менее, иногда приходится задуматься.

Горный Крым. Неприступной громадой вздыбился скальный утес. Он первый принимает на себя лучи восходящего солнца. У основания обрыва, среди густых зарослей кустарника, участников небольшой экспедиции Музея археологии Крыма привлекла внимание поверхность скалы с глубоко высеченными линиями. Из отдельных пиний складывается контур крупного рисунка, размером 1,8 на 2,2 м. Только с высоты соседнего скального выступа предоставляется возможность увидеть его в полном объеме. Перед глазами удивленных исследователей проступил примитивный контур верхней части человека - головы, туловища, рук. Очень похоже на изображение космонавта в скафандре! Но где раньше встречалась такая трактовка?

Поиски аналогий приводят под знойное солнце Центральной Сахары. Джаббарен - небольшой массив огромного Тассилийского плато. Как пишет известный французский ученый, профессор Анри Лот, Джаббарен означает “гиганты”. Так его назвали из-за гигантских изображений человеческих фигур, которые встречаются среди доисторических рисунков. В Джаббарене было выявлено более пяти тысяч изображений, в том числе выполненных в стиле “круглоголовых” людей с неземной внешностью. «Среди них особенно выделяется “Великий марсианский бог”. Он занимал всю стенку большого скального навеса. Этот шестиметровый гигант - несомненно, одна из самых больших доисторических фресок, известных в наше время», - пишет Лот в книге “В поисках фресок Тассили” (Москва, 1962).

Так вот, этот «марсианский бог» из Сахары и является ближайшей аналогией изображению, обнаруженному в Крыму. Тот же схематизм, та же большая круглая бесшейная голова, посаженная на широкоплечее туловище, опущенные вниз руки и, наконец, размеры. Среди наскальных изображений юга нашей страны - это самая крупная антропоморфная фигура.

Есть, конечно, и расхождения. У тассилийского “марсианина” по сравнению с крымским скафандр более детализирован, Налицо расхождения и в технике исполнения рисунка. В первом случае – это фреска, выполненная охрой, во втором - глубокая высечка. Разный у них и возраст. “Космонавту” из Сахары насчитывается до 5-7 тысяч лет. Возраст крымского пришельца пока не ясен, но, судя по сохранности высечки, он относится к значительно более позднему времени.

Итак, два изображения с одним сюжетом в одном стиле, но разделенные более чем 5 тысячами лет и не менее чем 4 тысячами километров. Случайное ли это совпадение? Очень заманчиво видеть в этих произведениях искусства свидетельства посещения Земли пришельцами с иных планет. Один раз их приземление произошло в эпоху неолита в Сахаре, а второй, спустя многие тысячелетия, - в горном Крыму. И в том, и в другом случае пораженные земляне запечатлели пришельцев в наскальных изображениях.

Тема эта хороша для фантастов, а ученым предстоит, во-первых, уточнить возраст крымского рисунка, во-вторых, решить, почему люди разных исторических эпох в разных концах земного шара нанесли столь схожие рисунки, и, наконец, кого они изображали.

В последнем случае не исключено, что перед нами - антропоморфное, т.е. человекоподобное изображение Солнца или «солнечный жрец». На эту мысль наводит местоположение рисунка, как бы встречающего восход солнца. Не зная истинных причин смены дня и ночи, восхода и захода солнца, люди древности, тем не менее, хорошо понимали, какую весомую роль занимает светило в их жизни. В честь этого небесного огня - символа света, тепла, урожая, а следовательно, и всеобщего благополучия, совершались культовые обряды, моления, сооружались святилища, приносились жертвы. С выделением родоплеменной верхушки - вождей, жрецов - божества, в том числе Солнце, часто наделяются антропоморфными, т.е. человекоподобными, очертаниями.
Вероятнее всего, одно из таких представлений и нашло свое отражение в наскальном изображении. Но это пока только одна из гипотез.

Статья “Великий марсианский бог” в газете «Колесо обозрения» в 1993 году стала первой публикацией удивительной находки. Обратите внимание, как осторожен ученый в формулировках, предположениях и выводах. Это понятно: «человекоподобное изображение Солнца» обещало стать сенсацией в научном мире.
К сожалению, публикации в научном сборнике так и не последовало: на переломе эпох было не до «космонавта». При жизни Щепинского о существовании «космонавта» знал очень узкий круг  активистов Музея археологии Крыма. К сожалению, в 1997 году Аскольд Александрович ушел из жизни, и вскоре «крымский марсианин» стал одним из «эксклюзивов» набиравшей обороты туристической коммерции, а многочисленные публикации в прессе и интернете приобрели вместо солнечного сияния нездоровую желтизну.
В том же 1993 году в другом номере газеты «Колесо обозрения» была опубликована статья Щепинского «Загадки Караби­яйлы», где он рассказывал о ставших знаменитыми находках на Караби­яйле – загадочных фигурах из камней близ горы Иртыш и резных изображениях на стенах карстовой полости.

ЗАГАДКИ КАРАБИ­ЯЙЛЫ

Многие слышали о загадочных изображениях в пустыне Наска, которая находится в Перу. На горизонтальной поверхности изображены гигантские (до 200 – 300 метров) рисунки. Однако немногие знают, что нечто подобное имеется и в Крыму, на самом крупном плоскогорье – Караби-яйле.

Далекий 1963 год, 27августа. Небольшой археологический отряд из четырех молодых людей, возглавляемый Олегом Домбровским, отправился в горы. Обратимся к дневниковым записям, которые вели члены отряда.
«28 августа. Переход на Караби, через Суат на Тай-кобу и далее в лагерь Карстовой экспедиции. На Тай-кобе подобраны обломки средневековой керамики, V-VI вв, осмотрены загадочные каменные стены. Во вторую половину дня пришли в лагерь спелеологов.

Вечером начальник экспедиции В.Н. Дублянский показал находки средневековой керамики из шахты Крубера и рассказал о загадочных знаках, выложенных на каменистом плато примерно в центре Караби.

29 августа. С помощью спелеологов, после долгих поисков нашли знаки. Последние выложены из небольших камней, покрытых лишайниками, как и окружающие скалы. Камни – очень прочный мраморовидный известняк – как бы вросли в землю, поверхность их разрушается. Всё это свидетельствует о глубокой древности знаков. К сожалению, археологическим материалом они не сопровождались. Знаков – четыре, в виде «бабочек». Две из них «дневные», две – усложненные «ночные». Размеры внушительные: длина от 5 до 6 метров, ширина до 4 -5 метров. Расположены на каменистом водоразделе, между карстовыми воронками, на расстоянии от 29 до 42 метров. Хорошо выделенные головы «бабочек»  обращены прямо на север. Подобных памятников в Крыму больше не известно. Они уникальны.

30 августа. В зарослях молодого бука затерялась небольшая карстовая шахта, глубиной 25-30 метров. Спускаемся. Стены обомшелые, холодные, мокрые, на дне – снег. На стенах очень много загадочных геометрических знаков. Среди них выделятся один очень сложный, с колесами, с фигурой человека. Здесь же имеются изображения, напоминающие карабийских «бабочек».

Выдержки из статьи А. Щепинского дают точную привязку ко времени открытия. Однако первым информацию «бабочках» и знаках в шахте (которой будет дано название «Студенческая») и их изображения опубликовал Виктор ДРАЧУК в своей книге «Шаг в неведомое», которая вышла в 1971 году. Он пишет:

«О значении фигур (имеются ввиду «бабочки» - ред.) можно говорить лишь предположительно: они уникальны. Несомненно, однако, что изображения эти имели не только смысловое, но и какое-то магическое значение. Не могли быть простой случайностью и сходство между ними в рисунке, и размещение на почти одинаковом расстоянии друг от друга (около 30 м), и примерная ориентировка  юг - север. Красноречиво число фигур: четыре. Не могла ли тут быть связь, например, со сменой времен года?

Стилистически, а может, и по смыслу эти знаки близки к другим - наскальным, обнаруженным тоже на Караби, в одной из ее карстовых шахт студентами Крымского сельхозинститута.

Рисунки на стенах шахты нанесены в разное время, некоторые, вероятно, тысячелетия назад. Труднее определить время нанесения на стены шахты колесницы с человеческой фигурой. На датированных памятниках древности еще не встречалась колесница подобной конструкции».

Долгое время удивительный артефакт, обнаруженный в малохоженном уголке Крыма, будоражил воображение краеведов. Конец фантазиям положил подполковник в запасе Герман ГЕРЦЕН. Вот что он рассказал:

«В 1948 году я командовал взводом артиллерийской инструментальной разведки. Мы прибыли на Караби-яйлу, чтобы принять участие в постройке полигона, который предназначался для отработки контрстрельбы по закрытым огневым точкам противника. Под моим руководством солдаты сложили в указанном месте из камней, что в изобилии валялись в округе, мишени - условные обозначения батареи из четырех орудий. Видите: вот ствол, разведенные станины лафета. Поскольку ставилась задача – изобразить закрытую огневую позицию, мы обозначили камнями границы окопа, в котором помещено орудие. Мишени строились в натуральную величину  орудия. Возможно, кому-то наши конструкции и впрямь напоминают бабочек…

Спустя два года полигон был построен. Около каждой мишени закладывали заряд, который подрывали, имитируя звук вражеского выстрела. Цели находились вне зоны видимости реальной батареи. Используя звукометрическую аппаратуру, артиллеристы устанавливали координаты «вражеской батареи» и производили залп».

Более того, офицер сохранил карту, где обозначены объекты полигона. В месте, где находятся легендарные “бабочки”, указаны орудийные цели.
Дизайн и программирование — Студия WebDevelop