О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #1, 30 января 2014
 

Есть другая душа у Египта…

Фраза из стихотворения Николая Гумилёва точно отражает мои впечатления от поездки в эту иррациональную страну. Я побывал в Египте в ноябре минувшего года в составе делегации журналистов – членов ФИЖЕТ (Международной федерации журналистов, пишущих о туризме) и имел возможность лично убедиться, что в стране: а) абсолютно безопасно; б) сравнительно дёшево;в) очень интересно. В пунктах «а» и «б» руководство страны и, в частности, туристическая администрация прилагают реальные усилия, чтобы стабилизировать политическую ситуацию и увеличить поток гостей.

Что касается третьей мотивации ­ интереса к Египту, ­ то, на мой взгляд, необходимо хотя бы один раз побывать в этой стране – для того, чтобы задуматься о вещах, лежащих за пределами обыденности.

Идеальное государство?
Утверждение, что древние народы Египта сегодня воспринимаются как носители высочайшей цивилизации, уникальных знаний и умений, не так уж далеко от истины. Действительно, не поддается рациональному объяснению, как 5 тысяч лет назад, в период, когда обитатели планеты Земля жили первобытнообщинным строем, не знали железа и колеса, египтяне создавали величайшие произведения искусства и архитектуры, повторить которые либо невозможно, либо требует суперсовременных технологий.
Благодатная природа, мудрые правители, мирный, трудолюбивый народ, развитая идеология, высочайший уровень развития производительных сил, расцвет науки, искусства… Египет времён фараонов воспринимается ныне живущими как некое идеальное государство. Выдающиеся памятники культурного наследия, молчаливые и в то же время невероятно красноречивые, всё время подводят к этой мысли. Кто они, люди, жившие в долине Нила 5 тысяч лет назад? Уцелевшие жители легендарной Атлантиды? Благодарные ученики богов - космических пришельцев? Представители более высокой цивилизации? Разглядывая достопримечательности Луксора и Каира, я пытался найти ответы на эти вопросы.

Современный город Луксор расположен на месте города Фивы, бывшего столицей Древнего Египта. Нил разделяет город на две части: «Город живых» украшают величественные храмы – Карнакский и Луксорский. Здесь же находятся многочисленные отели и вся городская инфраструктура. «Город мёртвых» славится знаменитыми некрополями, в частности «Долиной Царей», храмом царицы Хатшепсут, колоссами Мемнона.

Карнакский
и Луксорский храмы

Эти грандиозные комплексы начали строить в XX веке… до нашей эры. И каждый фараон в течение более 1500 лет что-то достраивал, перестраивал, улучшал. Как и положено храмам, они должны были внушать вошедшему под их своды мысль о могуществе царства и святости его правителя. Древним зодчим и строителям это вполне удалось. Во всяком случае, первое чувство, которое посещает туриста – это смятение. Нагромождение тщательно обработанного камня поначалу кажется хаотическим: пилоны сменяются обелисками, обелиски – скульптурами, скульптуры – колоннами.
Сильное впечатление оставляют обелиски. Удивляешься, когда осознаёшь, что традиционная для нашего времени форма памятника берёт начало в Древнем Египте. Впечатляют параметры обелисков. Например, монолитность – они высекались из единой глыбы крепчайшего гранита. Размеры – они достигают 30-метровой высоты! Система установки - точно неизвестно, как люди перемещали и устанавливали вертикально эти громадины. Форма – одновременно простая и многозначная. Четыре грани обелиска отполированы и покрыты иероглифами, а вершина напоминает маленькую пирамиду. В первоначальном варианте она была покрыта полированными пластинами - сплавом золота с серебром. Остаётся только представить, как сияли эти остроконечные вершины в солнечных лучах!

Один из двух самых больших гранитных обелисков, установленных во времена правления Хатшепсут в Луксорском храме, сегодня находится в центре Парижа. Таким образом Египет отблагодарил Францию за то, что француз Шампольон расшифровал египетские иероглифы.

Эффектным завершением экскурсии по Карнакскому и Луксорскому храмам стало феерическое светозвуковое представление. Благодаря тщательно продуманной системе подсветки, неожиданным звуковым эффектами и очень интересным комментариям (между прочим, для русскоязычного туриста имеется аудиогид) безмолвные руины буквально оживают. Ты погружаешься в загадочную мистерию Древнего Египта и волей-неволей начинаешь ощущать себя причастным к тайному священнодействию…

Храм Хатшепсут
В 15 веке до н.э. в истории величайшей цивилизации произошёл беспрецедентный случай: священной правительницей Египта стала женщина. «Находящаяся впереди благородных дам» (так переводится имяХатшепсут) полновластно управляла страной 22 года. Имя Хатшепсут открывает список великих женщин, вошедших в мировую историю.
Символом её созидательной деятельности стал грандиозный храмовый комплекс, который впоследствии стал одним из мировых образцов архитектуры, задав параметры многим более поздним строениям в разных уголках Земли.

Многочисленные рельефы на стенах рассказывают о главных событиях эпохи правления Хатшепсут. Это изготовление и установка самых больших – 30-метровых! - обелисков в Карнакском храме, и экспедиция в неизведанную страну Пунт, и самое главное - объединение Верхнего и Нижнего Египта. Особенно интересны «священные высеченные знаки» - так переводится с греческого слово «иероглиф». На первый взгляд простые, иероглифы хранят неразгаданную тайну, недоступное тебе знание. Разглядывая эти бесчисленные рисунки, тщательно проработанные в прочнейшем камне, начинаешь верить, что древнеегипетские писцы и скульпторы адресовали эти изображения для всего человечества на все последующие тысячелетия.

Долина царей
Поначалу «Долина царей» не вызывает особых эмоций. Ущелье среди выбеленных солнцем скал, украшенное похожей на пирамиду вершиной. Ничем не примечательные на первый взгляд входы в штольни. Но с первых шагов попадаешь действительно в потусторонний мир: во чреве этой каменистой пустыни находятся гробницы великих царей Египта - Рамзеса, Тутанхамона...
В толщу горы полого уходят длинные галереи, где живут образы давно ушедшего мира. Стены и потолок украшены многоцветными панно, которые рассказывают ныне живущим о жизни, которая бурлила тут шесть тысяч лет назад. Поражает великолепная сохранность росписей. Кажется, что эти краски нанесены сейчас. А качественная подсветка создает стойкое ощущение объёмности изображения.
История исследования Долины Царей связана с именем Говарда Картера – знаменитого археолога, обнаружившего гробницу Тутанхамона. За минувшие 80 лет это событие обросло множеством интригующих деталей, так что уже и не скажешь, где правда, а где вымысел. К сожалению, мы уже не узнаем, какие аргументы использовал археолог, чтобы убедить своего спонсора в том, что гробница легендарного Тутанхамона будет обнаружена в целости и найденные сокровища принесут человеку, финансировавшему экспедицию, мировую славу.
Как бы там ни было, но тщеславие и деньги лорда Карнарвона в сочетании с профессионализмом и энтузиазмом археолога Картера дали потрясающий результат. В 1922 году было совершено археологическое открытие века. Гробница Тутанхамона содержала более трёх с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее. Титульным экспонатом стала посмертная маска юного царя, выполненная из более чем 11 кг чистого золота и драгоценных камней.

Колоссы Мемнона
В XIV столетии до н.э. эти статуи охраняли вход в храм фараона Аменхотепа. Их лица были обращены на восток - к Нилу и восходящему солнцу. Каменные исполины достигают 18 метров в высоту (для сравнения - высота современного 6-этажного здания).
На рубеже эпох землетрясение разрушило статуи. Однако, расколовшись, один из колоссов «ожил»: было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя издаёт звуки, в которых можно было услышать гармоническую мелодию. Вскоре родилась легенда «Правитель утренней зари». Она утверждала, что «поющий камень» представляет сына Авроры Мемнона, геройски погибшего во время Троянской войны. Безутешная Аврора умолила всемогущего Юпитера воскресить её сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда богиня утренней зари целует сына первыми лучами, он отвечает матери радостной песней. Наука объясняет, что звуки могут возникать от движения воздуха в трещинах или вибраций, происходящих под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень. Но главное вдругом: тональность издаваемого статуей звука в античном мире считалась эталонной для настройки музыкальных инструментов. Греческие музыканты специально совершали путешествие в Египет, чтобы услышать семь чистых нот. К сожалению, «пение» закончилось, когда римский император приказал отремонтировать статую.

Пирамиды и Сфинкс
Если возведение Карнакского храма или колоссов Мемнона хоть как-то поддаются логическим объяснениям, то Пирамиды олицетворяют абсолютную отстранённость от реального мира. Мало что говорят о величии Пирамид и абстрактные цифры. Ну, подумаешь – почти 3 миллиона каменных кубов весом более 2 тонн каждый идеально уложены до высоты почти в 150 метров.
Однако нужно понимать: Пирамиды расположены таким образом, что ни одна не закрывает Солнце и не бросает тень на другие. И ещё: если смотреть на пирамиду Хеопса снизу, создаётся впечатление, что стоишь у подножия гигантской лестницы, ведущей в небо, в бесконечность. Это впечатление появляется за счет блоков, составляющих громадные ступени.

Никто не знает, кем, когда, и главное – зачем были построены Пирамиды. Гигантское количество литературы – это, в основном, домыслы и рассуждения на вольную тему. Следует честно признать: нам никогда не понять великой тайны, сокрытой в этих грандиозных ступенях к небу; мы никогда не узнаем – каков был истинный замысел неведомого заказчика, чем руководствовался архитектор, какова была мотивация строителей. 

И когда видишь, что ступени этой лестницы имеют высоту полтора метра, становится видна ничтожность человека по отношению к творениям его разума и воли. И ещё труднее себе представить, что высочайшей культурой работы с камнем владели люди, не знавшие железного инструмента: железо им вполне заменяло золото…

Сфинкс также далёк от людей и от действительности, как и Пирамиды. Гигантская статуя (72 метра в длину и 20 метров в высоту) с телом льва и головой человека бесстрастно и торжественно глядит на Восток - туда, где во время равноденствия восходит Солнце. Вот уже несколько тысячелетий он не смыкает глаз. И поневоле начинаешь верить, что его бодрствование является залогом постоянства мироздания, сохранения в неизменности путей Солнца и Луны.

Копты
Египет является одним из центров мусульманского мира. Гораздо меньше известно о том, что здесь уже две тысячи лет живёт народ, исповедующий христианскую веру. Это копты. Они составляют примерно 10 % населения Египта, то есть около 8 млн человек. Коптской православной церкви Александрии (так официально называется христианская церковь в Египте) принадлежит около тысячи храмов.

Слово «копт» происходит от древнегреческого слова «египтянин». Предание ведёт историю коптов с середины первого века - от миссионерской деятельности апостола Марка в Египте. Христианство нашло здесь благодатную почву: жители Древнего Египта на протяжении тысячелетий верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. После арабского завоевания в 641 году коптами стали называть местных жителей, сохранивших христианскую веру, в отличие от тех, кто принял ислам. Так что можно утверждать, что сохранился этот народ только благодаря своей вере. Интересно, что именно копты стали основателями монашества.

Коптский язык считается мёртвым. Он практически вышел из повседневного обихода и используется только в Богослужениях. Интересно, что Библия и другая религиозная литература печатается на двух языках параллельными текстами: на арабском и на коптском. Письменный язык использует греческий алфавит, но сам язык — абсолютно оригинален. Интересную форму имеют кресты, венчающие церкви. Горизонтальных перекладин две, они расположены перпендикулярно друг к другу. Таким образом, крест получается «объёмным» и видным с любой точки.

Трепетное чувство рождает посещение коптской святыни – пещеры, где, по преданию, нашла приют Мария с Младенцем во время описанного в Евангелии бегства в Египет. Крохотная крипта находится на глубине порядка 4 метров от современного уровня земли. Ступеньки из неё поднимаются к древнему колодцу. Подумать только: эта вода помнит начало земной жизни Спасителя… Мраморные таблички на трёх языках (в том числе на русском, в орфографии XIX века) сообщают паломникам: «В этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой Младенец Иисус Христос жил со Своей Матерью, скрываясь от Ирода».

Любителю истории будет интересен Коптский музей. Кстати, он основан на пожертвования частного лица, удостоенного скромного памятника при входе. Экспозиция содержит множество артефактов. Особенно интересен период раннего христианства. Так, я с удивлением обнаружил мастерски выполненный в камне древнеегипетский символ вечности «анкх», в верхнюю часть которого был вписан равносторонний крест. Впечатляет резьба по камню в виде крестов, плавно переходящих в классические свастики.

Вячеслав Хачатурян,
член ФИЖЕТ / FIJET

На фото:
1. На входе в Карнакский храм.
2. Сфинксы и копты.
3. Храм Хатшепсут.
4. Колосс Мемнона.
5. Люди и Пирамида.
6. Древний колодец помнит Спасителя.
7. Президент ФИЖЕТ Тижани ХАДДАД
    (слева) и министр туризма
    Египта Хишам ЗААЗУ.

Одним из основополагающих принципов системы верований в Древнем Египте было понятие о космогоническом мировом порядке. Этот порядок очень подвержен воздействию со стороны людей. В результате недостойных деяний он может быть выведен из благодатного равновесия и перейти в состояние губительного хаоса. Поэтому священным долгом и почётной обязанностью фараона было поддержание привычного человеку мира в стабильном состоянии.

Министр туризма Египта Хишам Заазу говорит: «В 2010 году Египет посетило 40,7 миллионов туристов, и в бюджет поступили 12,1 миллиарда долларов, что составляет 11,5 % от ВВП страны. Проблемы начались в январе 2011 года, турпоток упал на 32 %, потери составили 4 миллиарда долларов. В 2013 году из­за политических волнений потеряны 3­4 месяца. К примеру, гостиницы Луксора были заполнены только на 2­3 %. Казна недосчиталась 3­4 миллиардов долларов. Нынешний туристический кризис в стране ­ самый тяжелый за всю историю Египта. По сравнению с докризисным периодом туристов стало меньше на 95 %».

Созерцание Пирамид вызывает положительный настрой. Министр туризма Египта также настроен оптимистически. Он сообщил, что временно исполняющий обязанности президента Арабской республики Египет Адли Мансур намерен продолжить развитие страны по мирному демократическому пути: вскоре состоится всенародный референдум по принятию новой Конституции, не за горами — президентские выборы. Так что совсем скоро, по заверениям Заазу, положение в стране стабилизируется, а это значит, что рост турпотока увеличится на 12­15 %, и, начиная с февраля 2014­го, ситуация «значительно улучшится».

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop