О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #1, 30 января 2014
 

Дорогой римских легионеров

Приятными сюрпризами для посетителей туристического комплекса «Скельская пещера» стали новые предложения, адресованные любителям пешеходных прогулок.

Cкельская пещера расположена в горно-лесной зоне Севастополя, недалеко от Байдарской котловины. Территория изобилует природными и рукотворными памятниками, которые особенно интересны всем, кто хочет получить новые впечатления от неизведанного Крыма.

Для того чтобы туристы ярче чувствовали красоту подземного мира и окружающих его мест, администрация Скельской пещеры построила оздоровительную дорожку для естественного массажа рефлекторных зон ступней. Хождение босиком по специально подобранным деревяшкам прекрасно стимулирует нервные окончания, расположенные на стопах, дарит уставшим ногам чувство покоя. После такого сеанса массажа хочется с новыми силами отправиться в очередное путешествие в пространстве и времени. Почувствовать себя, к примеру, римским легионером. Это вполне реально: следуя пожеланиям активных туристов, сотрудники комплекса благоустроили новый объект – участок древней дороги. В популярной литературе она называется Мордвиновской или Римской. И то, и другое название в определённой мере отвечает исторической правде.
Заслуги графа Мордвинова при строительстве Севастополя были отмечены большими земельными наделами, в том числе и лесными массивами от Байдар до Шайтан-Мердвена. Авторитетная книга «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1910 год) утверждает, что это «дорога, устроенная графом Мордвиновым для вывоза принадлежавшего ему леса». Однако внимательный глаз увидит, в первую очередь, глубокие колеи в скале, буквально прорезанные колёсами повозок в крепчайшем известняке. Вряд ли такие следы могли оставить только мордвиновские телеги. Во-вторых, специалист отметит очень древний вид крепид – подпорных стен, удерживающих и выравнивающих полотно дороги со стороны склона.

Лев Фирсов, автор книги «Чёртова лестница», сообщает, что ему посчастливилось найти в каменной наброске дорожного полотна «осколки краснолаковой чашки и ручку амфоры первых веков нашей эры - времени римской оккупации Таврики. Оказалось, что и раньше археологи встречали краснолаковую керамику на этом пути. Почти два тысячелетия валялись обломки в пыли и щебне немой памяткой о тех, кто три столетия держал меч над Таврикой и Понтом, - о римских легионерах».

Римляне появились в юго-западной Тавриде во второй половине первого века нашей эры. Они имели большие виды на территорию полуострова. Хорошо известны построенные легионерами крепости Харакс, Афинеон, имеются ярко выраженные следы их пребывания в Херсонесе. Все эти населённые пункты должна была связывать специально построенная дорога - «via militaris». Этот путь имел чётко обозначенные параметры – профиль, ширину полотна и колей. Так, чтобы обезопасить дорогу от размыва, её поверхность делали чуть-чуть выпуклой – вода стекала в стороны, а по краю шёл «бордюр», не позволяющий полотну расползаться. Ширина колеи соответствует ширине римской колесницы, а та, в свою очередь, имела ширину двум лошадиных крупов. То, что можно увидеть близ Скельской пещеры, вполне соответствует требованиям римских строителей.

От пещеры тропа поднимается по крутому склону массива, который называется так же, как и его знаменитый собрат – Карадаг. Несколько минут подъёма – и мы выходим на самую настоящую «via militaris». Эта дорога вполне может считаться образцом строительного искусства. Мастера решили очень сложную задачу. Они построили полноценную дорогу в строгом соответствии с требованиями римских стандартов, при этом максимально использовав свойства местности и, таким образом, сэкономив на трудозатратах. Дорога очень полого поднимается по склону балки. Местами скала подрублена, а со стороны лежащей внизу балки, где это необходимо, дорогу поддерживают крепиды - ряды плотно уложенных каменных блоков. В отдельных местах она вымощена подогнанным бутовым камнем. Через небольшой овраг был проложен мост, от него сохранились стенки-опоры.
«Строительство дороги в подобных условиях — задача сложная, но решена она идеально. Дно оврага строители вымостили камнем под один уклон, а повороты сделали плавными. Получился каменный лоток, по которому, независимо от объема воды, поток скользит вниз без разрушительных водоворотов, завихрений и водопадов. Поэтому дорога и сохранилась. Правда, за многие годы она лишилась засыпки между уложенными камнями и теперь напоминает булыжную мостовую», - отмечают исследователи Вадим Душевский и Юрий Шутов.

Удобной дорогой пользовались все последующие поколения жителей окрестных мест. Так что путь, проложенный легионерами добрых две тысячи лет назад, исправно служит людям и сегодня. Прогулка по «Римской дороге» – прекрасный подарок гостям туристического комплекса «Скельская пещера». Отличная сохранность древнего памятника, благоухание мощных можжевельников, прекрасные виды, которые открываются на ущелье Узунджи… Несомненно, римляне были не только воинами, но и романтиками!

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop