О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #1, 21 февраля 2013
 

Тропой Курчатова на гору Ай-Никола

Гора Ай­Никола (в переводе с греческого ­ Святой Николай) возвышается над посёлком Ореанда близ Ялты. Невысокая, всего 389 метров над уровнем моря, гора изобилует достопримечательностями, является памятником природы, входит в состав Ялтинского горно­лесного природного заповедника.
На вершину горы ведёт удобная пешеходная тропа. Она названа именем Игоря Курчатова. Выдающийся советский учёный, физик­ядерщик, академик Курчатов вошёл в историю как организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР.

В 1950 году И.В. Курчатов отдыхал в санатории «Нижняя Ореанда». По воспоминаниям сотрудников здравницы, занимался спортом, любил гимнастику, плавание, греблю, но особенно - пешеходные прогулки.

Любознательный и активный, он обнаружил легкодоступный и живописный подъём на вершину горы Ай-Никола и сам повёл группу отдыхающих по новому маршруту, весело предупредив: «Толстякам харчи брать воспрещается, терять вес в пути разрешается!».
Позже, специальным постановлением Ялтинского горсовета, тропу назвали именем Курчатова: на скале была укреплена доска с барельефом учёного и его словами: «Горные прогулки - это вдохновение для творческой работы, которое я всегда испытывал, поднимаясь к вершине Ай-Николы», оборудована скамейка для отдыха.

В постсоветское время мемориальная доска на тропе Курчатова была уничтожена. Необходимо её восстановить.

Курчатовская тропа в средние века была, по всей видимости, полноценной дорогой. Об этом убедительно свидетельствуют крепиды, хорошо сохранившиеся в некоторых местах. Дорога поднималась на вершину, где, надо полагать, находилась церковь, давшая имя горе. От неё не осталось и следов, но всю дорогу нас сопровождает прекрасное церковное пение, доносящееся из современного храма Архистратига Михаила у подножия Ай-Николы.

Недалеко от вершины находится пещера. Невзрачная с виду, пещера имеет потрясающую историю. Здесь были сделаны уникальные находки.

Вход в пещеру неприметный – очень узкий лаз под сводом скалы. Маркировка, сделанная исследователями из Украинской спелеологической ассоциации, сообщает, что пещера Ай-Никольская имеет протяженность 165 метров и глубину 24 метра.

Полость открыли ялтинские спелеологи в 1983 года. Пробравшись по узким ходам через завалы на глубину около 20 метров, они обнаружили среди камней обломки керамических сосудов, а в самой дальней части пещеры увидели останки человека.

К счастью, о находке своевременно узнали археологи. Пещера была обследована отрядом Горно-Крымской экспедиции, которой руководил Виктор Мыц. Научная публикация, посвящённая замечательному открытию, читается как мистический триллер.

Авторы статьи сообщают, что обнаруженный скелет принадлежал молодой женщине. Она лежала на боку в скорченном положении, головой в сторону входа, и, по всей видимости, не была засыпана землей. Позже были найдены останки ещё двух человек – ребёнка и женщины. Они сохранились плохо, раздавленные обвалившимися глыбами.

Находки древесного угля свидетельствовали, что в пещере горел огонь. Возможно, похоронный обряд освещали факелы. А, может быть, место захоронений было предварительно «очищено» огнём. Интересно, что какого-либо погребального инвентаря при усопших не было. В загробный мир их сопровождали… зайцы.

Это был ещё один сигнал, что захоронения в Ай-никольской пещере непростые, связанные с какими-то древними культами. Их отголоски можно проследить, например, в славянском фольклоре: появление зайца считается дурной приметой, в народной сказке заяц является вместилищем смерти Кощея. В ритуале, который проводился на горе Ай-Никола, зайцы могли быть приношением божеству.

Кто же были похороненные здесь люди? Ответ на этот вопрос следует искать в исторических аналогиях и этнографическом материале. У многих народов существует традиция разделять покойников на умерших естественной смертью  и так называемых «заложных» - погибших насильственным путем, а также тех, кто при жизни якшался с нечистой силой. Считается, что колдуны и ведьмы способны портить людям жизнь и после своей физической смерти. По этой причине «злокозненных мертвецов» было необходимо «обезвредить», в частности – связать в скорченном положении.

Весьма красноречиво и само место захоронения – глубокая пещера на вершине горы. Общеизвестно, что в мифологии многих народов подземные полости олицетворяют мрачный мир злых духов, а горы является местом, где живут приближённые к небу добрые существа. Так что честь быть упокоенными в «обителях богов» могла быть оказана только очень значимым людям.

Возможно, похороненные в Ай-никольской пещере женщины были жрицами, «ведуньями», игравшими большую роль в жизни здешнего племени.

Важные выводы позволяют сделать и находки керамики. Во-первых, они дают возможность в определённой мере реконструировать погребальный обряд. Исследователи считают, что посуда была специально сброшена в пещеру. Налёт на внутренней поверхности трёх кувшинов мог быть остатками вина: по всей видимости, похороны, как водится, сопровождались ритуальными возлияниями... Во-вторых, по керамике можно определить период, когда были изготовлены эти сосуды.

«На основании проведенного исследования авторы считают возможным предположить, что в пещере на горе Ай-Никола в конце II - первой половине III века н.э. располагался “специализированный” некрополь сакрально отмеченных лиц, по-видимому, связанных с культом женского хтонического божества. Оставлен могильник, вероятно, представителями сарматских племен, которые во II - III веках н.э. активно проникают в Горный Крым», - заключают авторы статьи.

Впрочем, загадки Ай-никольской пещеры ещё не раскрыты. Например, неясно, являются ли найденные обломки керамики синхронными человеческим останкам: ведь возле костяков никаких сосудов не найдено. Наверное, мы уже никогда не узнаем судьбу этих несчастных: они умерли своей смертью или были принесены в жертву «крови жаждущим богам»? И совсем непонятно - каким образом удалось затащить тела взрослых людей в глубину очень узкой пещеры? Может быть, на момент совершения обрядов пещера имела другую конфигурацию, была более просторной, с удобным входом, а то, что мы видим сейчас – результат землетрясений?

Современная Ай-никольская пещера доступна для посещения только хорошо экипированными и подготовленными спелеологами. Но она дарит сюрприз и простым смертным… Подойдите поближе, и вы почувствуете на лице движение воздуха – холодного летом и тёплого зимой: гора живая, она дышит!

К морю Ай-Никола обращена крутой скальной стеной. Противоположный склон, лесистый и пологий, богато украшен растительностью. Практически вся она – краснокнижная и вечнозелёная.

Землю устилают иглица понтийская и подъязычная. Склоны и вершину занимают 300-350-летние сосны-великаны. Здесь же можно увидеть прекрасный экземпляр можжевельника древовидного, его возраст – не менее 500 лет. А в укромном месте, в расщелине скалы привольно чувствует себя патриарх крымского леса – 1300-летний земляничник мелкоплодный: от кряжистого, семиметрового в обхвате ствола отходят десять мощных ветвей. Мемориальное дерево носит имя своего первооткрывателя Василия Ены, ученого-географа, профессора Таврического Национального университета.

Земляничник мелкоплодный - единственное лиственное вечнозеленое дерево крымской флоры, один из реликтов доледникового периода. Научное название этому растению дали его плоды, действительно похожие на землянику. Другое название - коралловое дерево – дано по форме и цвету стволов и ветвей. Причудливо изогнутые стволы и ветви покрыты удивительной корой. В июне - июле тонкая, как бумага, кораллово-красная кора растрескивается и опадает, обнажая молодую кору фисташково-зелёного цвета. К осени молодая кора снова краснеет. За эту особенность дерево метко называют «бесстыдницей» или «курортницей». Дерево венчает ажурная крона с блестящей кожистой листвой изумрудного цвета.

Растительное сообщество иглицы, можжевельника и земляничника на горе Ай-Никола напоминает средиземноморский маквис и является участком леса Южного берега Крыма, который сохранился в своём первозданном виде.

Над обрывом возвышается шестиметровый стальной крест «Казачья веха». Этот крест установили ялтинские казаки в 2002 году по инициативе ялтинского краеведа Владимира Навроцкого. Он утверждает, что подобный крест мог здесь стоять в начале XVIII века, осеняя имение графа Александра Кушелева-Безбородко, имеющего украинские корни.
С видовой площадки открывается вид на Южный берег. На горизонте синеет Аю-даг, прямо перед нами хорошо видны достопримечательности Нижней Ореанды: Покровская церковь, старинная беседка, строения знаменитой здравницы.

Тропа спускается на живописное старое шоссе. Инициатором строительства дороги из Севастополя в Ялту был генерал-губернатор Новороссийского края граф Михаил Воронцов. Начали работы в 1837 году, а спустя 11 лет на Байдарском перевале, в знак окончания строительства, были возведены «Байдарские ворота», открывающие проход к морю, на Южный берег.

Через несколько сотен метров нас встречает новая достопримечательность Ореанды - храм во имя Архангела Михаила (престольный праздник 21 ноября). Церковь построена в 2006 году на пожертвования ялтинского предпринимателя Михаила Карашкевича. Гора Ай-Никола, у подножия которой находится храм, обеспечивает уникальную акустику. Отражаясь от скал, запись пения хора создает впечатление, что звуки рождаются прямо в воздухе.

Рядом с Михайловской церковью находится элегантная беседка-ротонда. Она недавно отреставрирована и украшена бронзовой скульптурой Архангела Михаила.

Вячеслав Хачатурян.

Благодарю экскурсионную компанию «АлЭкс» и лично Николая АРТКЕ за прекрасную организацию экскурсии.

      На фото:
1. Гора Ай-Никола.
2. Возле 1300-летнего земляничника.

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop