О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #1, 21 февраля 2013
 

Промахи успешного сезона

Курортный сезон 2012 год официально признан успешным. Главное достижение – число туристов, приехавших в Крым, перевалило за 6 миллионов человек. Ещё один успех – расширение рамок сезона. Но вот тут нестыковка: в отчете министра курортов и туризма Крыма Александра ЛИЕВА увеличение составило весной 16,5% и осенью 13,1%. А вице­премьер Крыма Георгий ПСАРЁВ называет иные цифры: +17,2% весной и +18,4% осенью. И можно было бы простить эту нестыковку с цифрами, если бы был ответ на главный вопрос: а что из того, сколько гостей к нам приедет? Серьёзного анализа, как число туристов влияет на поступления в казну, и сколько реально может получать Крым от туристической отрасли, увы, нет.

По данным государственной налоговой службы АР Крым, в 2012 году доходы местных бюджетов курортных регионов увеличились на 9,3 миллиона гривен и составили 246,5 миллионов гривен. При этом в налоговом ведомстве отмечают, что налоговые поступления в местные бюджеты курортных регионов автономии остаются ниже реального потенциала. А каков он - реальный потенциал? Ещё больше смущает другая цифра: удельный вес курортной отрасли в общем объёме налоговых поступлений в местные бюджеты в прошедшем году составил аж (!) 6,6 %. Всего-то, с учетом того, что курорты и туризм считаются приоритетной отраслью в экономике Крыма.

Судя по информации министерства экономического развития и торговли о распределении средств на 2013 год по стратегическим направлениям экономики Крыма, курорты и туризм далеко не приоритетны. Согласно Стратегии экономического и социального развития АРК на 2011 – 2020 годы, в 2013 году из бюджета планируется выделить 10,5 миллиардов гривен на модернизацию промышленности в связи с высокой капиталоёмкостью объектов; 2,3 миллиарда гривен – на создание среды, благоприятной для жизни; 1,8 миллиардов гривен – на развитие транспортного потенциала; 856 миллионов гривен – на формирование агросектора. И около 800 миллионов гривен – на реформирование санаторно-курортного сектора, или 5% от всех выделяемых средств. Чего собираемся достичь? Увеличения числа туристов до 6,3 миллионов человек. И ни слова, а что нам это даст в денежном эквиваленте.

Нет конкретных цифр и в Программе развития и реформирования рекреационного комплекса АР Крым на 2012-2013 годы. «В результате расширения рамок сезона, укрепления позиций АР Крым на перспективных рынках, к 2014 году количество туристов увеличится до 6,5 млн. в год, на 70% увеличатся налоговые поступления от отрасли в сводный бюджет Автономной Республики Крым», – говорится в разделе «Ожидаемые результаты реализации программы». Правда, в курортном ведомстве признают, что существующие механизмы подсчета туристов и статистические методы анализа деятельности санаторно-курортных учреждений и туристских предприятий не позволяют объективно и достоверно оценить реальные показатели туристического потока, прироста ВВП и поступлений в сводный бюджет от рекреационной отрасли. Но уже ведутся переговоры с Всемирной туристической организацией ЮНВТО по вопросу реализации пилотного проекта о введении сателлитных счетов. Эта методика используется во многих странах мира и позволяет вести эффективный учет деятельности не только туристического бизнеса, но и тех сфер экономики, которые напрямую связаны с оказанием услуг туристу. Будет ли внедрена эта методика у нас? Сказать сложно. Во-первых, методика разрабатывается для каждой страны индивидуально и это мероприятие дорогостоящее. По словам министра курортов и туризма А. Лиева, силами бюджета Крыма разработку методики не потянуть. Поэтому ведутся переговоры с ЮНВТО и другими потенциальными донорами по вопросу привлечения средств, чтобы реализовать проект.

Во-вторых, терзают сильные сомнения, что игроки на рынке услуг обрадуются внедрению этой методики, ведь это потребует легализации бизнеса. Дело в том, что сателлитные счета не будут работать в условиях теневого бизнеса. Так что, может, пора начать со второго пункта - легализации деятельности в сфере услуг. А уж потом привлекать экспертов ЮНВТО для разработки методики подсчета, чтобы не опозориться перед международной организацией. Правда, для международного сообщества не являются секретом «особенности ведения национального бизнеса», но зачем же лишний раз напоминать. Тем более курортному ведомству, которое столько усилий и средств тратит на рекламу и пиар крымского курорта.

Справедливости ради отметим, что о наполнении казны всё же думают. Основные усилия сосредоточены на легализации деятельности мини-отелей и лиц, предоставляющих услуги по сдаче жилья в наем. Ну не хотят наши граждане платить налоги добровольно. По данным государственной налоговой службы в АРК, если в 2010 году в налоговой на учете состояли более 10 тысяч человек, сдающих жилье внаём, то в 2012 году число таких граждан «сократилось» до трех тысяч человек. И как следствие - упали поступления от налога с доходов физических лиц от данной категории граждан: с 4,2 миллиона гривен до 2 миллионов гривен. Дело в том, что в 2010 году крымчане, сдающие жилье внаём, приобретали патент и платили фиксированную сумму. Ныне, согласно Налоговому кодексу, патент отменён, а граждане должны самостоятельно заполнить декларацию и уплатить налог. В итоге - число сдающих жилье уменьшилось в три раза. Видимо, не верят, что налоги действительно идут на благоустройство территории и улучшение инфраструктуры курорта. А потери в казне, как видим, ощутимые. Чтобы изменить ситуацию, предлагается вернуть патент. Уже разработаны предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Вот только будет ли поддержана инициатива крымчан нардепами - пока остаётся вопросом.

Не лучше ситуация и с туристическим сбором. Согласно отчёту министерства курортов и туризма Крыма, по итогам девяти месяцев 2012 года в казну было собрано 9 миллионов гривен. Получается, что каждый турист, а их у нас побывало, если верить официальным данным, 6,1 миллиона, уплатил чуть больше гривни. И даже если вычтем один миллион, кто приехал лечиться в санаторий и согласно налоговому кодексу не платит данный налог, согласитесь, сумма все равно мизерная. А ведь турсбор и вводился для того, чтобы его взимать с так называемых неорганизованных отдыхающих, которые составляют большинство и живут в основном в частном секторе. Но как взимать-то, если этот бизнес в тени? Правда, в тени - только для казны. А местным чиновникам и контролирующим структурам хорошо известен и является неплохим источником личных доходов, о чём открыто говорят предприниматели.

Так что и хотелось бы порадоваться успехам курортного сезона-2012, но не получается. Причины понятны: все тот же «мёртвый сезон», на отдых в Крым едет чересчур экономный турист, несмотря на то, что на 2% снизилось число туристов, которые приезжают к нам в плацкартных вагонах, а бизнес в сфере услуг по-прежнему находится в тени. Не меняется и психология: мол, курортный сезон очень краток, и месяца за два-три нужно «срубить капусту». Вот почему у нас одна из вечных проблем – несоответствие цены качеству предоставляемых услуг. Как итог, турист среднего уровня достатка отдает предпочтение иным курортам, где научились планировать, правильно формировать ценовую политику и с уважением относиться к клиенту.
Например, в Турции, это научились делать и там отрасль туризма действительно приоритетная. По данным министерства культуры и туризма Турции, за последние 10 лет доходы от туризма в стране выросли на 150 %, и в денежном выражении превысили 25 миллиардов долларов. Задача новой стратегии развития отрасли до 2023 года – как минимум удвоить число туристов и объем прибыли. «Спорт, медицина и всесезонный отдых – три основных пункта, на которые в Турции делают большие ставки», – сообщает сайт «Окно в Турцию».

Справедливости ради нужно сказать, что и у нас наконец-то поняли, что расширить рамки сезона Крым сможет только за счет развития медицинского туризма. И с помощью проекта ЕС собираются сделать это направление более эффективным, что позволит привлечь в Крым в период межсезонья туристов, в том числе и из дальнего зарубежья. Но, как говорится, на проект надейся, но и сам не плошай. Задача крымчан – изменить свое отношение к туристу, научиться уважать его и с уважением относиться к его деньгам. Нынешний турист знает реальную цену той или иной услуги, и прекрасно отличает качественную услугу от «разводилова». Выбор мест отдыха велик, как никогда, и борьба за туриста на мировом рынке туруслуг идёт жёсткая. И если мы не изменим ситуацию в ближайшее время, рискуем остаться на бобах. Нужно понимать: если не изменится качественный состав туристов, приезжающих в Крым на отдых, не будет легализован бизнес, то невозможно рассчитывать на увеличение доли отрасли в общем объеме налоговых поступлений в крымскую казну. А нынешние 6,6%, согласитесь, это даже не смешно.

Ольга Володченко.
Статья опубликована на сайте
Центра журналистских расследований
www.investigator.org.ua

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop