О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #1, 20 февраля 2012
 

«Путь на пользу»

В мае нынешнего года исполняется 225 лет путешествия, предпринятого императрицей Екатериной II из Санкт­Петербурга в Крым.

Пять лет назад газета «Терра Таврика» опубликовала большой материал, рассказывающий о грандиозном туре, положившем в 1787 году начало крымского туризма. За минувшие после публикации пять лет появилось немало новых сведений и артефактов, посвященных путешествию Екатерины II. Представляю их вниманию читателей.

Впервые в мире!

Путешествие Высочайшей особы в полуденный край не имело прецедентов – ни по масштабам, числу участников, времени в пути, стоимости... Однако ни дальняя дорога, ни возрастные недуги (императрице исполнилось 58 лет) не заставили Екатерину отказаться от стремления лично осмотреть недавно обретённый «полуденный край». Путешествие было приурочено к 25-летию царствования императрицы.

Это было путешествие, впервые в мире спланированное по всем правилам организации тура. Здесь можно проследить все составляющие классического тура: транспорт, размещение, питание, культурная программа и даже сувениры.

Так что можно с полной уверенностью утверждать: путешествие Екатерины Великой положило начало крымскому туризму в целом. Кроме того, это событие заложило традиции политического VIP-туризма, которые с успехом развили и продолжили практически все властители Российской империи, Советского Союза и независимой Украины. 

 

Начало

Осенью 1784 года светлейший князь Григорий Потёмкин подписал ордер «О приуготовлении на различных станциях известного числа лошадей, о местах, где во время путешествия будут обеденные столы, о дворцах, которые должны строиться по присланному рисунку, о квартирах в городах для свиты». Армия получила распоряжение переменить квартиры, приблизиться к тем местам, по которым предполагался маршрут путешествия: на солдат, как обычно, возлагались все многочисленные работы на местах. А работы было непочатый край: для путешествия строились целые города: Екатеринославль, Херсон, Николаев, Симферополь, Севастополь…

Грандиозность замысла исчислялась в конкретных деньгах. Из казны было выделено 15 миллионов рублей. Потёмкин добавил ещё 4 миллиона личных средств. Чтобы представить себе эти суммы, достаточно сказать, что хорошая дойная корова в то время стоила 8 рублей. Интересно, что часть денег на путешествие имела крымское происхождение: их внесли соляные промыслы и феодосийский монетный двор.

Дороги.
Екатерининские мили.

Дороги продолжали оставаться второй главной бедой России. Поэтому проложить достойный путь следования Императрицы было делом чести для Потёмкина. Дорогу в Крым князь потребовал «сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским. Я назову ее Екатерининский путь». В развитие этой темы светлейший повелел обозначить победное шествие Екатерины от моря до моря специальными «дорожными знаками»: каждая верста обозначалась специальным треугольным обелиском «из дикого камня», а через каждые десять верст водружали каменную «милю» - «круглую пропорционально вытесанную колонну с украшением вроде осьмиугольной капители».

«Екатерининские мили» – абсолютно уникальный памятник зодчества, специально разработанный и построенный для грандиозного путешествия. По информации, представленной в Старокрымском литературно-художественном музее, «мили» были разработаны по проекту архитектора Старова и изготовлены в Карасубазаре, из белого камня, который по сей день добывают в карьерах на территории Белогорского района.

За двести с лишним лет «верст» уже не осталось ни одной. «Милям» повезло больше. На сегодняшний день в Крыму непосредственно на месте установки сохранилось четыре целых памятника (у дороги Бахчисарай – Севастополь (недалеко от села Новопавловка), на Северной стороне Севастополя, возле ханского дворца в Бахчисарае, на территории военного полигона недалеко от Старого Крыма) и один разрушенный (недалеко от села Цветочное Белогорского района). Интересна судьба «мили», расположенной на повороте к селу Отважное (седьмой километр от Старого Крыма в сторону Феодосии). Она была разрушена неизвестными в конце 90-х годов. Сотрудники Старокрымского литературно-художественного музея отреставрировали памятник, ныне он украшает лапидарную площадку музея. А несколько лет назад у поворота в Отважное местная общественность установила точную копию «Екатерининской мили» - белокаменную колонну, увенчанную двуглавым орлом.

Транспорт

Важнейшей проблемой оставался транспорт. Для путешествия были изготовлены свыше 200 экипажей, при этом некоторые из них могли находиться и на полозьях, и на колесах. Шикарными получились две кареты, предназначенные лично для императрицы. Екатерина ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми.

Интересно, что одна из карет, участвовавших в путешествии, ныне находится в экспозиции краеведческого музея Днепропетровска. Как известно, маршрут путешествия пролегал через основанный Потемкиным Екатеринославль (нынешний Днепропетровск). Карета здесь сломалась, и ее решено было оставить, благо в запасных недостатка не было. Но верноподданные екатеринославцы бережно сберегли царский «сувенир», который впоследствии стал экспонатом музея.

  

Путеводитель

Специально для участников путешествия был издан оригинальный путеводитель-дневник «Путешествие Ее Императорского Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году» (один из экземпляров этой уникальной книги хранится в библиотеке «Таврика»). В предисловии отмечается цель книги: «Всех городов, знаменитых рек, местечек, и достойных замечания урочищ, через путешествие сие последовать имеет, предполагается здесь географическое и историческое краткое описание». Интересно, что на каждом развороте имелась специально оставленная чистая страница, где участник путешествия мог записывать свои наблюдения и впечатления.

Санкт­Петербург ­ Киев

6 (17) января 1787 года в Царском Селе под Санкт-Петербургом собрались все участники. Екатерину сопровождали около 30 высших чиновников империи. Кроме того, в путешествие были приглашены иностранцы: послы Австрии, Франции и Англии, два принца и император Австрии Иосиф II. Его участие было особенно важным: Екатерина стремилась заключить с Иосифом союз против Турции. Это было государственной тайной, и Иосиф путешествовал инкогнито, под именем графа Фалкенштейна.

 Всего же, вместе с многочисленной обслугой, в путешествие отправились почти 200 человек. Расселись по местам и кортеж, состоящий из 14 карет, 124 саней с кибитками при 40 запасных санях двинулся в путь, растянувшись на версту. На границе каждой губернии кортеж встречали и сопровождали первые лица губернии. На каждой станции царский поезд ожидало до 600 свежих лошадей.

Распорядок дня императрицы был приближен к дворцовому. Екатерина вставала в 6 часов утра, занималась часа два делами. В 9 утра отправлялись в путь. С 12 до 15 обедали - в казенных зданиях или в помещичьих усадьбах, а в новоприобретённом крае – в специально построенных путевых дворцах. Затем до 19 часов двигались дальше. Вечерами Екатерина по обыкновению играла со спутниками в карты и лото, в 21 час покидала собрание, писала письма или читала (часть библиотеки была при ней), в 23 часа ложилась спать.
29 января (8 февраля) приехали в Киев. Здесь задержались почти на три месяца: ждали, когда вскроется Днепр. 22 апреля флотилия, состоявшая из 50 галер, двинулась дальше. Посетили только что отстроенные города Екатеринославль, Херсон.

Маршрут по Крыму «для шествия Ее Императорского Величества» также был расписан детально: «Перекоп - Пять Колодезей - ночлег, Бахчисарай - ночлег, Севастополь - ночлег и обед, Симферополь - обед, Карасубазар - ночлег, Судак - обед, Старый Крым - ночлег, Феодосия - обед и ночлег».

Перекоп

19 мая царский поезд въехал в Перекоп – «каменное четырехугольное укрепление и поселение, состоящее из нескольких домишек». Ворота крепости были украшены афоризмом, принадлежащем Потёмкину: «Предпослала страх и принесла мир». Путь в Крым был открыт.

«Мы увидели довольно значительный отряд татарских всадников, богато одетых и вооруженных: они выехали навстречу государыне, чтобы сопровождать её. Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время ее пребывания в Крыму ее охраняли татары, презиравшие женский пол, враги христиан и недавно лишь покоренные её власти. Этот неожиданный опыт доверчивости удался, как всякий отважный подвиг», - отмечает посол Франции Сегюр.

У местечка Пять Колодезей Императрица ознакомилась с соляными промыслами. Ей продемонстрировали 13 образцов самосадочной соли – драгоценного, стратегического товара империи.  

Вячеслав ХАЧАТУРЯН

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop