О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #1, 30 января 2009
 

Грустить нельзя надеяться

Знаки препинания предстоящего сезона

В условиях экономического кризиса тема предстоящего туристического сезона в Крыму обретает особую актуальность.

Задача на вычитание

Первыми начали бить тревогу руководители ведущих крымских туроператорских компаний, объединенные в общественную организацию «Региональный союз туриндустрии Крыма» (РСТК). 5 декабря РСТК вместе с Министерством курортов и туризма Крыма провели в зале заседаний Совета министров Крыма пресс-конференцию «Курортный сезон 2009 года в условиях мирового финансового кризиса: новая реальность».

Условия задачи таковы. Дано - 48%. Это доля туриндустрии в крымском бюджете нынешнего года. Есть еще одно число - 114. Именно столько (в миллионах гривень) составили прямые поступления в Крымский бюджет от деятельности предприятий курортно-туристической сферы (они увеличились в сравнении с 2007 годом примерно на 40 млн грн). К сожалению, в условиях задачи - экономическая ситуация с ростом цен и обвалом экономики.

Требуется узнать: что будет, если рухнет последняя надежда крымчан - курортный сезон? И что делать для того, чтобы этого все же не произошло?
 Участники пресс-конференции заявили, что в 2009 году в Крыму ожидается резкое снижение числа отдыхающих в связи с неадекватными ценами на услуги санаторно-курортных учреждений: «Ряд здравниц, повышая цены на 2009 год и формируя их в долларах США, ссылаются на колебания курса гривны, однако при этом не учитывают, что такие условия осложняют работу туристических фирм».

«К сожалению, в Украине пока нет ни оценки возможных последствий кризиса для туристической сферы, ни плана противодействия кризису, – отметили руководители туристических компаний, входящих в РСТК. - На сегодняшний день мы констатируем резкое снижение потребительской активности при покупке туристических пакетов, ограничения в доступности кредитного ресурса для туроператоров, увеличение стоимости кредитного ресурса в три раза.

В ближайшем будущем мы прогнозируем резкое сокращение бюджетов социальных программ оздоровления и дальнейшее обострение конкурентной борьбы за потенциальных клиентов среди объектов размещения как на местном, так и на международном уровне».
Что же предлагают члены РСТК для решения проблемы?

В первую очередь, необходимо разработать меры смягчения финансового удара:

  • ходатайствовать перед Советом министров АР Крым об увеличении Министерству курортов и туризма АР Крым рекламного бюджета продвижения Крыма на внешних рынках, - в первую очередь, Российской Федерации, основного потребителя туруслуг Крыма), Беларуси, стран Балтии;
  • ходатайствовать перед Министерством транспорта Украины об уменьшении тарифов на перевозки в Крым железнодорожным транспортом и увеличении рейсов в Крым со стороны малобюджетных авиакомпаний, оперирующих на рынке Украины;
  • ходатайствовать перед Министерством транспорта Украины об установлении льготных тарифов на проезд детей в Крым на железнодорожном и пассажирском автотранспорте – 50% от стоимости взрослых билетов;
  • ходатайствовать перед Министерством культуры и туризма Украины об увеличении бюджета для более активного продвижения туристических возможностей Крыма на перспективных рынках.

РСТК призвал всех участников туристического рынка внимательно рассмотреть вопрос формирования ценовой политики на 2009 год с целью не допустить немотивированный рост цены турпродукта, изменить форму договорных отношений.

Директор компании «Кандагар-тур» Борис ЗЕЛИНСКИЙ подчеркнул: «Антикризисные меры, которые может принять государство, будут эффективными только в том случае, если они будут согласованы с профессионалами туристического бизнеса. Однако в настоящее время централизованные меры по преодолению кризиса в курортной отрасли не принимаются, и в этой связи крымским курортам будет достаточно сложно конкурировать с другими курортами Черноморского региона (курорты Турции, Болгарии, Краснодарского края, Абхазии). За границей в целях преодоления кризиса снижаются налоги для здравниц и туристических фирм, выделяются средства на участие в выставках и проведение рекламных кампаний, гостиницы и авиакомпании в свою очередь снижают цены на услуги. А в нашей туристической отрасли никаких льгот нет».

Одним из негативных последствий кризиса может стать закрытие крупных ведомственных здравниц полуострова. «В настоящее время в связи с кризисом многие предприятия, которым принадлежат здравницы, сокращают расходы в первую очередь за счет оздоровления своих сотрудников. Из-за этого ведомственные санатории лишатся большей части своих постоянных клиентов. Таким учреждениям придется особенно сложно во время кризиса, так как их руководители обычно назначаются владельцами на 2-3 года и поэтому у них нет стимула думать о работе отеля на несколько лет вперед. Кроме того, руководители ведомственных санаториев не обладают достаточными полномочиями, чтобы принять эффективные антикризисные меры», — отметил Б. ЗЕЛИНСКИЙ.

Лекарство от кризиса

Региональный союз туриндустрии Крыма обратился к правительству автономии с предложением создать антикризисный комитет, а к директорам и владельцам объектов размещения - с предложением провести круглый стол для обсуждения и принятия совместных решений по проведению договорной компании в сложившихся реалиях.
Эти предложения не заставили себя долго ждать. 23 января в Совете министров Крыма состоялось первое заседание Совета руководителей санаторно-курортных и оздоровительных предприятий автономии по вопросу: «Работа санаторно-курортной и туристической отрасли в условиях финансового кризиса».

Заместитель министра курортов и туризма Крыма Игорь КОТЛЯР в своем выступлении отметил, что анализ работы предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса за первый месяц 2009 года показывает нехорошие тенденции. С начала года в здравницах отдохнуло 17, 5 тыс. человек, что на 29 % меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Не работали такие крупные здравницы, как «Сосновая роща», «Форос», «Ай-Даниль», «Дружба». В нынешнем сезоне следует ожидать сохранение спроса на бюджетные и недорогие санатории и базы размещения и падение спроса на дорогой отдых.
В этой ситуации особую актуальность приобретает вопрос о ценах, которые формируют здравницы. Большинство из присутствующих на заседании руководителей сетовали на то, что нет ясности в цене на энергоносители, поэтому трудно сформировать цену на путевку. Однако директора туроператорских компаний с такой позицией не согласились.
Так, директор фирмы «Тур-Этно» Андрей ПЫЛОВ убежден, что в нынешней ситуации ценовой фактор должен стать одним из основных преимуществ Крыма в борьбе за клиента на рынке туристических услуг. Учитывая состояние курортной инфраструктуры и качество услуг в сравнении с мировыми курортами, понятно, что цены не должны быть высокими.

Немаловажную роль в выборе места отдыха играет транспортное сообщение и стоимость проезда. Директор фирмы «Кенеш-тур» Владимир СЕГЕДА обратил внимание уже на неоправданно высокую стоимость железнодорожного билета в Москву и выразил опасение, что к началу лета она еще возрастет. Людмила БАБИЙ («Генуя-тур») и Борис ЗЕЛИНСКИЙ («Кандагар-тур») отметили еще одну проблему: отсутствие прямых авиарейсов или хотя бы удобных стыковок в Беларусь и крупные города России. Кстати, чартерные рейсы и низкие цены на авиабилеты сыграли немаловажную свою роль в том, что российские туристы предпочли Крыму отдых в Турции или Египте.

По итогам заседания была принята резолюция, где, в частности, Совету министров Крыма рекомендовалось незамедлительно направить в Кабинет министров Украины предложения:

  • по внесению изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» в части предоставления льгот по НДС на все путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения в период межсезонья;
  • по внесению изменений в Закон Украины «О плате за землю» в части предоставления льгот по плате за землю для детских здравниц;
  • по уменьшению тарифов на пассажирские перевозки в Крым железнодорожным и авиатранспортом;
  • по установлению льготных тарифов на проезд детей в Крым на железнодорожном транспорте в период школьных каникул на 50% от стоимости взрослых билетов.

В резолюции прозвучало обращение к руководителям санаторно-курортных предприятий, туристических компаний с просьбами:

  • при формировании цен на путевки и услуги не допускать их рост более чем на 10 – 15% по сравнению с прошлым годом (в гривнях);
  • максимально гибко подходить к заключению контрактов на реализацию услуг, избегая использования условий жестких блоков мест; с учетом затрудненного доступа к кредитным ресурсам ограничить размеры предварительных оплат туроператоров до 10% от суммы заявленных услуг, перенести сроки предварительных оплат на апрель 2009 года;
  • обеспечить организацию эффективного лечения и оздоровления отдыхающих, стабильное функционирование здравниц на протяжении курортного сезона 2009 года;
  • сформировать ценовые предложения на путевки и предоставляемые услуги до 1 марта 2009 года;
  • ограничить торговую наценку на турпродукт до минимальных пределов;
  • направить дополнительные средства на формирование положительного имиджа и рекламу курортных возможностей автономии;
  • принимать активное участие в выставочных мероприятиях в Украине и странах дальнего и ближнего зарубежья, пропагандировать отечественные технологии курортного лечения с целью продвижения курортного продукта крымских здравниц.

«Антикризисная коалиция»

Наконец, нельзя не оставить без внимания еще одну рабочую встречу профессионалов рынка. 30 января в кафе агротуристического комплекса «Денисовская страусиная  ферма» собрались владельцы и управляющие турбазами и мини-отелями, которые находятся в горно-лесной зоне.

До недавнего времени власть не уделяла должного внимания этому сектору рынка ввиду малочисленности его участников. Однако спрос рождает предложение, и за последние два-три года количество баз размещения в горно-лесной зоне увеличилось в разы.
Определенная экзотичность обстановки (горы, лес, сельская жизнь…), достаточный уровень комфорта и широкие возможности для организации активных форм досуга обеспечивают горным приютам и мини-гостиницам стабильную заполняемость круглый год и позволяют рассматривать их как важнейших участников туристической инфраструктуры. Важнейшими факторами также являются мобильность и большая приспособленность малого бизнеса, представителями которого являются базы в горно-лесной зоне, к любым тяготам жизни.

Понимая, что государству совершенно не до них, участники совещания высказали намерение объединиться в своеобразную «антикризисную коалицию» и вместе решать проблемы, которые диктует кризис.
Высказанные предложения отличались повышенной прагматичностью. Участники совещания сошлись во мнении, что:

  • лучше получить меньше прибыли, но сохранить благодарных клиентов;
  • в условиях кризиса горные турбазы имеют больше возможностей для развития, поскольку их услуги  доступны для большинства людей;
  • специфика горно-лесной зоны дает возможность привлечь дополнительное количество туристов  посредством уникальных предложений (акцентировать внимание на событиях, продавать экзотику);
  • в силу территориальной разобщенности горные базы не являются прямыми конкурентами, имеют возможность организовать общие маршруты и таким образом обеспечить заполняемость большим количеством туристов.

Учитывая продвинутость современных туристов в высоких технологиях, участники совещания поддержали предложение коллеги, владельца турбазы «Биюк-Янкой» Ивана КОВАЛЕНКО о необходимости взаимного обмена ссылками, а в дальнейшем – создании общего сайта, посвященного базам в горах. 
В развитие идеи об участии во Всеукраинском конкурсе «Семь лучших туристических маршрутов Украины», участники предложили профильному министерству организовать конкурс «Семь лучших туристических маршрутов по Крыму», а также ввести в конкурс «Крымская жемчужина» номинацию «Лучший горный приют».
«Предложения, изложенные участниками, конструктивны и малозатратны, поэтому они найдут поддержку в Министерстве курортов и туризма Крыма», - сказала организатор совещания Валенина МАРНОПОЛЬСКАЯ, начальник управления туризма Минкурортов Крыма.

Перечисленные мероприятия показали, в конечном итоге, одно – стремление участников рынка туристических услуг максимально подготовиться к работе в условиях кризиса. Итогом всему сказанному могут быть слова Елены БАЖЕНОВОЙ, директора компании «Ласпи»:
- Мы привыкли работать в условиях повышенного спроса на услуги отдыха. Теперь нужно действовать в условиях кризиса и управлять расходами и рисками. Нынешний сезон будет для всех сезоном выживания. И туроператоры, и базы размещения - все участники рынка должны осознать, что выжить нам удастся только вместе.

На снимках:
Туристический рынок Крыма штормит. Пора бить в набат!

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop