О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #1, 25 января 2008
 

Голоса, молитвы, лозунги…

Нетрадиционная экскурсия по Симферополю

Созвучие эпох

Крымская столица Симферополь в полной мере оправдывает данное ей при рождении имя «города-собирателя». Но греческий корень «симфос» в слове «симфония» имеет еще одно значение: «созвучие».

Лежащий на перекрестье торговых и военных путей, Симферополь несет в себе удивительное созвучие эпох.
Город имеет именитых предков и древнюю историю. В античную эпоху он назывался Неаполисом и на протяжении 600 лет был столицей могущественного скифского государства. Время и люди не пощадили город, но место его расположения известно и вызывает уважение, а прекрасные золотые украшения, обнаруженные здесь, представляют непревзойденные образцы античного ювелирного искусства. В средневековую эпоху его имя было Ак-Мечеть. Построенная в 1508 году, чудом сохранившаяся и ныне с любовью восстановленная белокаменная мечеть, давшая городу имя, помнит многих крымских ханов. В 1784 году Екатерина Вторая нарекла город его третьим, нынешним именем, и статусом главного города губернии.

Симферополь был столицей всегда. Вот уже более 220 лет несет он свою нелегкую ношу и продолжает оставаться столицей маленькой, но гордой автономной республики. А туристы с удовольствием фотографируются на фоне гербов Украины и Крыма, и аршинных надписей на трех языках, украшающих фасад бывшего обкома партии.

Вот компания какая…

Политическая составляющая присутствует, естественно, и в его многочисленных памятниках. Ясно, что создавались они в разное время, отражая ту или иную сторону жизни города. А сейчас это очень разномастно собрание поражает приезжего своей экстравагантностью, - в лучшем смысле этого слова. Начнем наш путь в городском парке культуры и отдыха. Открывают парад памятников гранитные стелы, стыдливо спрятавшиеся за деревьями. Это – всё, что осталось от композиции, посвященной пребыванию в нашем городе в 1922 году и пламенным выступлениям на митинге «всесоюзного старосты» Калинина и «всеукраинского старосты» Петровского.


Их бронзовые лики давно украдены.

Рядом стоит более скромный камень, надпись на котором сообщает, что когда-нибудь на его месте будет восстановлен памятник императрице Екатерине Великой, - основательнице Симферополя.

В двадцати шагах на газон водружен следующий камень, - просто глыба. Гранитная доска, укрепленная на нем, сообщает, что перед нами – памятник «жертвам русского народа и народов России».

На площади вокруг кинотеатра «Симферополь» – еще три памятника. Мемориальная доска на входе в парк извещает, что здесь в 1905 году состоялся первый в городе политический митинг. На высоком постаменте красуется бронзовый бюст генерала Григоренко, - «гуманист, правозащитник, верный друг крымскотатарского народа» как указано на постаменте. Чуть поодаль – гранитная композиция «в память о жертвах советского народа, павших от рук  коллаборационистов».

Завершает политическую палитру находящийся несколько в стороне, на набережной, памятник первому секретарю Крымского обкома партии Николаю Кириченко. В приятном соседстве с ним, возле музыкального училища, – бронзовая фигура композитора Петра Чайковского.

А если перейти через мостик, можно увидеть один из немногих памятников старого Симферополя. Фонтан, «построенный греком Апостолом Савопуло в 1857 году» недавно отремонтирован. Это с любовью благоустроенное место уже называют симферопольским Петергофом.

Парад памятников продолжается на другой стороне площади Советской. Здесь герои прошлого гораздо интереснее - и по тематике, и по художественному исполнению.

Открывают экспозицию два почтенных старца в белых одеждах. Так художник изобразил знаменитых армян, - братьев Айвазовских: справа, с палитрой, Иван Константинович, выдающийся живописец; слева, в капюшоне и с книгой – его брат Габриел, крупный религиозный и общественный деятель.

Далее следует памятник крупному православному иерарху - архиепископу Луке, в миру – профессору медицины Войно-Ясенецкому. За свои убеждения святитель трижды подвергался репрессиям, тюрьмам и ссылкам. За свои медицинские труды был награжден Сталинской премией. Долгое время святитель возглавлял Крымскую епархию, в 1996 году причислен к лику святых.

На противоположной стороне улицы, в сквере, еще несколько памятников. В одном углу – герою гражданской войны Павлу Дыбенко. В другом – «Памятная скрижаль», установленная в честь 200-летия Симферополя в 1984 году, где перечислены люди, внесшие вклад в развитие города. А между Дыбенко и скрижалью, на газоне, появились несколько кованых фигур, выполненных местными художниками. Среди них мрачным колоритом выделяется человек в балахоне с глубоко надвинутым капюшоном. За спиной у него гитара, в руках – меч и «пергамент», на груди – крест. Разноплановая, в общем, личность.


Идем, однако, дальше. Чем ближе к историческому центру Симферополя, где сейчас возвышается громада Верховного совета автономии и поднимается красавец-собор Александра Невского, тем солиднее памятники. Здесь доминирует военно-патриотическая тема. Ее начинает бронзовый Юрий Богатиков, уроженец Симферополя, известный певец, Народный артист СССР.

Танк Т-34, поставленный на пьедестал в 1944 году, сразу после освобождения Симферополя, - памятник военной истории города. Сейчас он дополнен композицией из гранитных плит, на которых перечислены войсковые соединения, освобождавшие город. Напротив возвышается строгий, серого камня, похожий на солдатский штык, обелиск в честь побед князя Василия Долгорукова. В 1771 году его армия впервые подорвала могущество Порты в Крыму.

Спустя шесть лет очередное поражение турецким войскам в Крыму нанесла дивизия, которой командовал генерал-поручик Александр Суворов. В виду Акмечети, на берегу Салгира, Суворов приказал построить из земли полевое укрепление – прообраз будущего Симферополя. Бронзовый полководец навсегда занял место на вершине вала, с тыльной стороны гостиницы «Украина», и пристально всматривается вдаль – не видно ль турка?

Всего на отрезке длиной не более километра получается 18 памятников. Такое количество, а также политический и идеологический окрас символов эпох вполне может претендовать на занесение в книгу рекордов!

А вот кому ракету!

Все старые путеводители обязательно рассказывают о симферопольском базаре. Конечно, дореволюционный колорит «города-собирателя» уже утерян, но «блошиный рынок», примыкающий к Центральному рынку, вполне может претендовать на симферопольскую достопримечательность. Казалось бы, обыкновенная барахолка, как в любом городе. Однако нет-нет, да и блеснет среди разношерстного скарба какая-нибудь занятная вещица ушедшей навсегда эпохи.

Автор этих строк как-то привел сюда американца, коллекционирующего все, что имеет отношение к… советской космонавтике. Нужно ли говорить, что эта, весьма специфическая тема, нашла достойное отражение в предметах, выставленных на улице Субхи. Значки, фотографии, фотоальбом, сувенирная ракета, настольная медаль «День космонавтики», а под занавес – солдатская фуражка с надписью «ДМБ-83. Байконур»! Огонь азарта в американских глазах мог сравниться только с огнем из сопла ракеты Гагарина. Счастливый американец заявил, что по количеству и качеству симферопольский «блошиный рынок» не уступает знаменитым антикварным лавочкам на набережной Сены. С тем только отличием, что те лавочки специально предназначены для туристов, потому и дерут там втридорога, а наши ряды – Клондайк для любителя экзотики.

Любителям прекрасного

Новую жизнь обрел парк «Салгирка». Львы, ближайшие родственники тех, что из Алупкинского дворца, продолжают охранять скромный дворец Воронцова. Но теперь он находится на территории Ботанического сада Таврического национального университета. Здесь созданы шикарный розарий, а также сиренгарий и ирингарий – коллекции сирени и ириса, - фирменных цветов Симферополя, растущих в каждом уважающем себя дворе. В ближайших планах сада – обустройство коллекции водных растений на прудах. Последнее время в «Салгирку» зачастили свадебные кортежи. Это, говорят, к счастью.

Таврический национальный университет славен еще одной достопримечательностью, - для ценителей разумного и вечного. Музей редкой книги – абсолютно уникальное собрание. Его титульные экспонаты - инкунабула Библия (Германия, 1482), Евангелие, изданное Петром Мстиславцем (Москва, 1575), «Беседы Иоанна Златоуста» (Киев, 1623), «Острожская Библия», напечатанная Иваном Федоровым в 1580-1581 гг., рукописный свод церковных правил «Номоканон», созданный в Киево-Печерской Лавре в 1643 г.

Интересна коллекция книг, посвященная Крыму. Среди них первые книги о нашем полуострове: «Физическое описание Таврической области по трем царствам природы» Карла Габлица (1785), «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области» Петра Палласа (1795).

Собиратель двунадесяти языков

Отдельного рассказа заслуживают симферопольские церкви. В старой, средневековой части города люди жили кварталами – армянский, греческий, еврейский… Соответственно, и храмы стояли рядом, часто - на одной улице. Этот удивительный пример доброго соседства можно наблюдать и сегодня.

С одной точки (на стыке улицы Большевистской с Пролетарской), в пределах прямой видимости, я насчитал храмы пяти конфессий: греческая церковь (нынешний Свято-Троицкий собор), русская церковь (Петро-Павловский собор), молельный дом менонитов (ныне жилой дом), мусульманская церковь (мечеть Кебир-Джами), молельный дом караимов кенасса (ныне дом радио), и место (возле школы № 16), где находилась армянская церковь (снесена в 1979 году).

Что касается менонитов, то они, известные  своей рачительностью, сдавали свой молельный дом еще и в аренду… Таким образом, судьба распорядилась, что в его стенах зародилась еще одна организация, политическая, но впитавшая в себя многие религиозные идеи. На одноэтажном здании, выходящем на улицу Ремесленную и Большевистскую, до недавнего времени висела мемориальная доска, рассказывающая о том, что здесь в 1917 году оформилась большевистская организация города.

Скрыты близлежащими домами еще две церкви: Константина и Елены – первая православная церковь только что построенного Симферополя, и бывшая синагога Эц-Хаим (ныне двухэтажный жилой дом на углу улиц Некрасова и Таврической).

Здесь же находится недавно построенная часовня на месте домовой церкви, где молился архиепископ Симферопольский и крымский Лука, исповедник веры. Я хорошо помню это невысокое здание, вход в которое был обрамлен полукруглой аркой. Мощная дверь, обращенная к улице Пролетарской, была закрыта наглухо и покрыта густым слоем сурика. Помещение домовой церкви также было снесено в конце 70-х годов, когда расширяли улицу Пролетарскую. Обнажившаяся часть стены бывшего архиерейского дома (тогда в нем располагалась какая-то торговая организация), к которой примыкало здание церкви, была заштукатурена.

Казалось бы, с памятным многим горожанам местом покончено навсегда. Но в начале 90-х мой товарищ обратил внимание на удивительную особенность: под толстым слоем штукатурки, особенно после дождя, как на фотобумаге, на стене проступало изображение Тайной вечери: длинный стол, Спаситель в центре…
И последнее наблюдение: внимательный взгляд обязательно увидит на фронтоне бывшей караимской кенассы уже несколько облупившуюся красную пятиконечную звезду. А если присмотреться повнимательнее, то за символом советской эпохи четко проступает ее предшественница – шестиконечная звезда Давида…

И напоследок…

Завершить наш экстравагантный маршрут следует также нетрадиционно - в дегустационном зале винодельческого предприятия «Дионис». Этот один из старейших винзаводов Крыма был основан в 60-х годах XIX века купцом Георгием Христофоровым. Как оказалось, порох в подвалах хранить невозможно, а вот для вина они оказались в самый раз. Особенно интересен здесь херес, - вино, сравнительно редкое. Кстати, родиной советского хереса является Крым, а впервые в Крыму херес родился на симферопольском винзаводе.

Вячеслав Хачатурян, член ФИЖЕТ.

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop